Политика
Александр Надишин, «Ежедневник»

Белорусских силовиков сделали более покладистыми

Внесенные в Уголовно-процессуальный кодекс изменения и дополнения лишат руководителей белорусских силовых министерств и комитетов поводов для разжигания межведомственных войн и сделают их более сговорчивыми.

Во вторник 4 января президент Беларуси подписал Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросу усиления борьбы с преступностью». Основные изменения коснулись Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и Уголовно-процессуального кодекса.

Изменения и дополнения вступают в силу с 15 января и выведут белорусских силовиков на новый уровень проведения оперативно-розыскной деятельности. Впрочем, не столько выведут, сколько возвратят к той точке, от которой они отошли, когда президент наделил руководителей МВД, КГБ и ДФР КГК правом самостоятельно, без санкции прокуратуры, выносить постановления о начале производства процессуальных действий и применении меры пресечения. Первая же практика фактически привела к небольшой межведомственной войне между КГБ и Генпрокуратурой.

Напомним, что в феврале 2010 года КГБ неожиданно арестовал орденоносного следователя Генеральной прокуратуры Светлану Байкову, которая занималась расследованием громких коррупционных дел, связанных со злоупотреблениями на белорусской границе. Причем, когда Генпрокуратура отказалась давать КГБ санкцию на арест своего следователя, председатель КГБ сделал это сам, воспользовавшись данным президентом правом.

Аналогичная ситуация произошла, когда КГБ в августе произвел громкое задержание и последующий арест руководителя следственного управления Департамента финансовых расследований КГК Дмитрия Адамовича. Тогда прокуратура также отказалась санкционировать эти действия, и председатель КГБ опять воспользовался предоставленными ему президентом правом и дал санкцию самостоятельно.

Подобная ситуация сразу же вызвала бурю возмущения со стороны Генеральной прокуратуры и обострение отношений с КГБ. В частности, Генпрокуратуре не понравилось, что она практически полностью лишалась механизмов контроля за действиями силовиков, касающихся начала оперативно-розыскной деятельности и выдачи санкции на применения мер пресечения к подозреваемым или обвиняемым. Обновленные УПК и Закон «Об ОРД» исправит эту ситуацию.

В УПК хоть и закрепляется данное президентом право руководителям МВД КГБ и ДФР КГК самостоятельно давать санкции на начало ОРД, но там появилось дополнение, которое гласит: «Не допускаются применение меры пресечения или производство процессуальных действий на основании постановления Министра внутренних дел Республики Беларусь, Председателя Комитета государственной безопасности Республики Беларусь, заместителя Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь – директора Департамента финансовых расследований или лиц, исполняющих их обязанности, в случае предыдущего отказа Генерального прокурора Республики Беларусь или лица, исполняющего его обязанности, в даче санкции на их применение (производство)».

Иными словами, со следующей недели председатель КГБ больше не сможет самостоятельно дать санкцию на арест какого-либо чиновника, если в даче этой санкции КГБ уже отказала Генпрокуратура. Теперь председателю КГБ, равно как и министру внутренних дел и директору ДФР КГК придется как-то договариваться с прокуратурой.

Кроме того, согласно внесенным в УПК и Закон «Об ОРД» дополнениям и изменениям, теперь действия силовиков должны будут быть не только законными, но еще и обоснованными. Именно обоснованности при проведении ОРД до последнего времени и не хватало белорусским силовикам. Обязанность отныне доказывать не только законность, но и обоснованность своих действий также должно положительно сказаться не только на качестве проведения ОРД, но и на защите прав и законных интересов белорусских граждан.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)