Общество
Павел Рос

«Белорусский бизнес абсолютно ничего не делает, чтобы поменять ситуацию в стране»

Бизнесмен Александр Кнырович, известный своими высказываниями на острые темы, в рамках проекта «Biz.Умство» в Минске рассказал о своих расходах, проблемах с налоговой, а также о том, почему белорусские предприятия на самом деле ничего не стоят.

Фото: Фейсбук

О своих расходах

— Если говорить о моих личных расходах, то они умещаются в какие-то несколько тысяч долларов в месяц. Да, я могу себе позволить намного больше, чем средний белорус — например, отдыхать 3-4 раза в год, но я летаю эконом-классом из Вильнюса, в гостиницах я выбираю номера не дороже 150 долларов за ночь — то есть, я не живу жизнью Чижа. Хотя я не знаю, как он жил. У меня нет желания купить «Бентли», так как моя машина «Вольво» меня устраивает абсолютно и мне не нужно ничего другого.

О стоимости своих компаний

— Боюсь, что у моих компаний сегодня стоимость отрицательная. Почему? Есть такое понятие, что цена любой компании — это то, сколько вам за нее готовы заплатить завтра. Я не уверен, что в Беларуси в общей массе есть много компаний, которые стоят больше нуля. Просто потому, что у нас рынок сейчас падающий по всем основным позициям, кроме сферы IT. Внутренний рынок сейчас похож на плавно пикирующий бомбардировщик — и это еще хорошо, что он плавно пикирует и пока не ушел в штопор.

О «лихих» 90-х

— Мы в определенный момент «заигрались» в 90-е. Тогда считалось, что налоги платят только трусы и так далее. В какой-то момент к нам пришла налоговая — и месяцев 8-9 мы реально сопротивлялись и боролись. Они нам счета блокировали, мы через другие счета все равно продолжали работать. Это была серьезная война.

Тогда мы с моим другом-партнером думали о том, что либо меня, либо его придут и «закроют». И мы были относительно готовы к этому, но произошло совершенно неожиданное. Они пришли и «закрыли» наших рядовых сотрудников, причем у одного из них была восьмилетняя дочь, жена недавно умерла...

И в этот момент я собрался и пошел к начальнику, который вел все это дело. И сказал, давайте я подпишу все что надо — мы признаем вину и заплатим все, что вы хотите, государству, но только отпустите людей. Человек оказался вменяемым — и он меня послушал. Позже я спросил у него, почему все-таки он меня не посадил, и получил ответ: «Я посмотрел на вас и подумал, что такие люди стране нужны. На свободе».

О банках

— На сегодняшний день самая страшная угроза конкретно для моего бизнеса исходит не от рынка, который упал, не от конкурентов или кого-то еще, а от банков. Потому что они в любой момент могут сказать: ребята, у вас подешевели залоги, уменьшились обороты — давайте-ка назад деньги. А это сегодня очень трудно, потому что даже, например, продать недвижимость, чтобы получить деньги, сейчас почти невозможно.

О бизнесе и политике

— Белорусский бизнес абсолютно ничего не делает, чтобы изменить ситуацию в стране. Более того, я считаю, что бизнес не должен делать какие-то общественно значимые вещи — он должен просто работать, создавать продукт, рабочие места и платить налоги. Изменение общественного сознания — это работа политиков. Для бизнесмена это даже вредно.

В нормальной ситуации, если бы политика в Беларуси не была бы кислотно-людоедской средой, я бы сам участвовал в каком-либо из политических движений. В наших условиях я на площадь не собираюсь, никого туда не зову и считаю, что нужно делать то, что доступно сейчас: заниматься образованием, развитием каких-то других сфер и так далее.

О таланте и смысле жизни

— У каждого человека точно есть талант. Это либо талант мамы, либо талант художника, организатора, певца, воина и так далее. Мне кажется, что смысл жизни в том, чтобы обнаружить этот талант и как-то его развить. У некоторых людей есть талант предпринимателя.

Да, вести бизнес в Беларуси непросто — уже даже просто потому у наших людей доход не тысяча евро на человека, а 350 долларов. Это значит, что меньше уровень заработка и для бизнеса... Но сегодня у нас не Советский союз, сегодня у нас есть открытые границы и доступ ко всей мировой информации. Любой может собраться и реализовать себя в Киеве, Риге, Варшаве или где угодно.

Я думаю, что все разговоры о том, что человек в Беларуси не может реализоваться, потому что здесь какие-то «неудобные условия» — это просто оправдание, чтобы ничего не делать.