Белорусские производители давно научились бороться с радиологическим контролем
Возвратить в сельскохозяйственный оборот подвергшиеся радиоактивному загрязнению земли решили власти Беларуси в рамках ликвидации последствий Чернобыля. Сельхозпродукция этих зон все равно будет радиоактивной, ведь восстановление почвы от радиации занимает 20—25 тысяч лет, предупреждают эксперты.
Между тем 90% белорусского продовольственного экспорта уходит в Россию.
Беларусь утвердила программу по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы. Программу по ликвидации последствий аварий на Чернобыльской АЭС, рассчитанную на период до 2020 года, представил глава МЧС Беларуси Энвер Бариев на заседании белорусского правительства в четверг. «Реализация программы позволит завершить в пострадавших от Чернобыля районах реабилитационные мероприятия и перейти к устойчивому социально-экономического развитию», — заявил министр.
Разработать программу «полномасштабного социально-экономического развития пострадавших регионов» президент Беларуси Александр Лукашенко поручил еще год назад.
На ее внедрение в период с 2011-го по 2015 год, по словам Бариева, понадобится 6,6 триллиона белорусских рублей, или около 2,2 млрд. долларов.
Одна из основных задач — возвращение в сельскохозяйственный оборот части земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению. По словам Бариева, планируется внедрить некие «специальные технологии», которые должны минимизировать накопление радионуклидов в продукции сельского хозяйства, что позволит на грязных землях получать чистую продукцию. В результате в Беларуси рассчитывают производить продукты питания, «отвечающие республиканским и международным нормативам по содержанию радионуклидов». Из правительственной программы следует, что белорусские власти намерены также модернизировать и перевооружать производственные мощности, развивать мясное и молочное скотоводство, строить на загрязненных территориях объекты водоснабжения и льготное жилье, «закреплять» специалистов.
Все эти меры должны способствовать возвращению отселенных жителей на территории, где в 1988 году был создан так называемый Полесский государственный радиационно-экологический заповедник площадью более 215 тысяч гектаров. В него вошли наиболее пострадавшие от Чернобыльской аварии районы Гомельской области — Брагинский, Наровлянский и Хойникский. На этой территории находятся 96 покинутых жителями населённых пунктов.
С экономической точки зрения рекультивация пострадавших от аварии земель не имеет смысла,
уверены эксперты. «Плотность населения Беларуси одна из самых низких в Европе, то есть сельскохозяйственных земель в стране предостаточно. Скорее всего, это пропагандистский ход. Плюс «рекультивация зараженной территории» — это очень хороший ответ на вопрос, куда уходят бюджетные деньги», — говорит экономист Станислав Линько.
Однако гораздо больше вопросов вызывает безопасность такой сельхозпродукции. Ведь Беларусь ежегодно поставляет на внешний рынок сельскохозяйственной продукции на сумму, превышающую 2 млрд. долларов. В 2010 году объемы экспорта существенно увеличатся. «В этом году у нас будет экспорт сельхозпродукции под 3 млрд. долларов. И это только начало. Вскоре мы должны выйти на 6—7 млрд, а потом и на 10 млрд — это для нас вполне достижимо. И тогда нам не надо будет стонать о нефти и газе», — заявил Лукашенко во время недавней поездки по Брестской области. На долю России приходится 88% белорусского продовольственного экспорта, при этом поставки в Москву — это половина всех продуктов, поступающих из Беларуси на российский рынок. Учитывая засуху в России, которая приведет к росту цен на продовольствие, белорусские сельхозпроизводители могут увеличить поставки в Россию, ведь на отсутствие дождей они не жалуются.
«Радионуклиды из почвы в зоне чернобыльского загрязнения никуда не делись. И цезия-137, и стронция-90 там предостаточно. Для полноценного восстановления загрязненных территорий нужно по меньшей мере 20—25 тысяч лет», — возмущается радиобиолог, кандидат биологических наук Ян Малашко. По его словам, заявления о том, что в «зоне» будут выращиваться некие специальные породы животных и сорта растений, — это чепуха, поскольку нет «радиационноустойчивых» растений и животных. Кроме того, сельхозпродукцию, выращенную на загрязненных Чернобылем территориях, никак не маркируют.
При ввозе в Россию все белорусские продукты проходят на границе радиологический контроль, однако производители уже давно научились с ним бороться. «Например, радиоактивное гомельское молоко смешивается с совершенно чистым молоком из Витебской области. То, что получилось, имеет уровень радиоактивности аккурат возле верхней границы нормы. То же и с мясом: радиоактивные туши отправляют на фарш, и потом, смешав с другим, чистым фаршем, делают пельмени, колбасы», — перечисляет Малашко.
Читайте еще
Избранное