Общество

Павел Серов

Белорусские политзаключенные – герои. Даже «при Польше» и в СССР с ними обращались бы лучше

Нынешний режим выигрывает в жестокости даже в сравнении с авторитарными и тоталитарными системами XX века.

В Беларуси около 700 политзаключенных, а всего в разработке тысячи уголовных дел, связанных с протестами. Одни уже отбывают сроки в колониях после суровых приговоров, другие ожидают суда (зачастую около года), находясь в следственных изоляторах.

Во втором случае условия содержания порой сравнивают с пытками: описано немало подобных случаев. Но даже в таких обстоятельствах большинство отказывается писать прошения о помиловании с признанием своей «вины».

Мужество и стойкость белорусских политзаключенных поражает. Даже в XX веке с их предшественниками в этой части континента обращались лучше – если, конечно, вынести за скобки периоды нацизма и сталинизма в 1930-е.

Рак-Михайловский: чистая просторная камера, досрочное освобождение

Сымон Рак-Михайловский с семьей

Минувшим летом Александр Лукашенко заявил: «Всему миру нужно рассказать страшную правду… о польской оккупации в межвоенный период и другие нелицеприятные факты, которые мы из-за своей порядочности стеснялись предъявить».

Сравним условия содержания политзаключенных при его режиме и при Польше 1920-х годов.

Сымон Рак-Михайловский был арестован и осужден на 12 лет как один из лидеров Белорусской крестьянско-рабочей грамады, выступавшей за самоопределение Западной Беларуси.

Свою камеру в тюрьме во Вронках он описывал в дневнике так: чистая, просторная 7х4 шагов. В камере, где он сидел один, находились: столик, стул, шкафчик на стене, вешалка, кровать.

Тюремная камера в одной из польских тюрем межвоенного периода. Для нынешних белорусских политзаключенных подобное немыслимо

Но по факту Сымон Рак-Михайловский отсидел в тюрьме не 12, а около 3 лет, после чего был освобожден польскими властями.

Солженицын: Статкевич отсидел уже столько же

Александр Солженицын – один из самых известных писателей и политзаключенных XX века. Уголовный срок его пришелся уже на послевоенный период, по большей части отбывал он его в городах, работая в закрытых конструкторских бюро («шарашках»).

Лишь последнюю часть своего срока Солженицын находился в лагере на общих работах, где успел поучаствовать в забастовке.

В СМИ обратили внимание: Николай Статкевич за свою жизнь уже отсидел столько же, сколько Солженицын – 8 лет. А впереди его еще наверняка ждет немалый срок… 

Бродский: полтора года ссылки в деревне

Поэт, будущий обладатель Нобелевской премии на весь мир стал известен из-за репрессий со стороны советской власти. В 1960-х за «тунеядство» (а на самом деле за стихи) его приговорили к пяти годам принудительного труда в отдаленной местности.

По факту в одной из деревень Архангельской области поэт пробыл разнорабочим полтора года.

Столько же, но в гораздо худших условиях, вероятно, вынуждена будет провести журналистка Екатерина Андреева, которую также осудили за то, что она просто была верна своей профессии.

Бродский за время отбывания наказания четыре раза уезжал в отпуск в Ленинград…

Сахаров: высылка в закрытый город в четырехкомнатную квартиру

За судьбой физика, диссидента и общественного деятеля в 80-е наблюдал чуть ли не весь мир.

Борясь с инакомыслием, советские власти пошли на суровое наказание (как тогда считалось в СССР и западных странах): Андрея Сахарова выслали из Москвы в Горький, город, который в то время был закрыт для посещения иностранцами.

Там 7 лет физик жил с супругой в четырехкомнатной квартире в спальном районе. Входную дверь охранял милиционер, сотрудники КГБ следили за Сахаровым на улице.

…Белорусские политзаключенные начала XXI века наверняка войдут в историю как лучшие образцы мужества и верности идеалам свободы и справедливости. А вот нынешний режим – пожалуй, как один из худших образцов отношения власти к собственным гражданам. И не только в XXI веке.