Комментарии
Виктор Мартинович, «Белгазета»

Белорусская национальная борьба — коррупция-фу

Если у белорусского государства как системы институтов есть идея, то это, безусловно, идея борьбы с коррупцией — безостановочной и бесконечной, ибо в таких делах, как попытка приучить кошку к туалету и научить чиновников не воровать, победы быть в принципе не может. Однако, если вообразить себе борьбу с коррупцией как восточное единоборство, нет никаких сомнений, что у нас по нему - черный пояс. Если коррупция здесь и встает с татами, то только потому, что ей это позволяют делать.

Главная новость прошедшей недели - в Беларуси резко выросло число коррупционных преступлений. По информации генпрокурора Григория Василевича, по сравнению с 2008г. они увеличились почти на четверть - на 23,1%. Из 3,3 тыс. дел наибольшую долю составляют взятки - их 33,7%. Следом идут хищения путем злоупотреблений (27%) и служебный подлог (26%).

Согласитесь, круто - на 16-м году борьбы с коррупцией вдруг такой ее всплеск, причем со структурой преступлений, скорее напоминающей поздний Советский Союз, где все - от завсклада до участкового мента - брали взятки! В чем же дело? Система дала сбой? Или, может быть, кризис заставляет людей больше злоупотреблять служебным положением?

Но все не так просто. Рискнем заявить, что коррупция в Беларуси уже давно, лет 8-10, как полностью побеждена.

У нас выстроена эффективная система тотального надзора и перекрестной подведомственности, система «стука» и повальной прослушки, о которой все прекрасно знают. Прослушка то и дело эффектно всплывает на очередном открытом процессе против силовиков, и оказывается, что ведут абсолютно всех по году-два-три.

Это как с той самой историей про коттеджи крупных милицейских чинов в природоохранной зоне под Минском - прекрасно знали, что происходит. Но нарушителей не трогали - до поры до времени. Потому, что главное правило восточных единоборств - наносить удар не раньше времени, не позже, а вовремя.

Повторимся, в Беларуси нет коррупции! Во всяком случае, если под коррупцией понимать систему вплетенных в пирамиду власти преступных групп, которые имеют интенцию подчинять себе эту самую пирамиду власти. И вот главный парадокс заключается в том, что У НАС НЕТ КОРРУПЦИИ, НО ЕСТЬ БОРЬБА С НЕЙ!

Борьба, главным образом, проявляется на уровне статистики - в один год коррупция гибнет, в другой вдруг поднимает свою голову.

Причин тут может быть много - предвыборный год, в который хорошо сказать об увеличении коррупционной статистики с тем, чтобы через 12 месяцев рапортовать о ее драматичном падении. Кроме того, есть фактор кризиса - однако не в том смысле, что из-за кризиса чиновники стали больше воровать (воруют они всегда одинаково), а в том смысле, что людям надо чаще говорить по телевизору, что чиновники воруют, а государство с ними борется. Чтобы некий анонимный, не инперсонированный чиновник людьми был ненавидим, а государство - как раз предельно инперсонированное, выраженное в рейтинге доверия, - было людьми любимо.

Кто-то не согласен и хочет поспорить? Ну вот давайте представим себе фантастическую ситуацию, что где-нибудь в несуществующем Заславском районе действительно взялась и сдуру завелась реальная коррупция.

Допустим, какой-нибудь милицейский начальник решил-таки построить себе дом на берегу Минского моря, в нескольких метрах от воды. В России, на Украине, в Молдове, где жизнь не так регламентирована, как у нас, он просто купит себе участок и отбухает дом. Здесь же только на этапе получения разрешения на покупку участка он пройдет через местный исполком, МЧС, Минприроды, и каждое из этих ведомств будет вольно принять меры (и примет их!), чтобы зарвавшийся чиновник дома в неположенном месте не построил.

Теперь главное! Если этот человек все-таки достраивает свой дом, а случаются и такие ситуации, это означает, что ему это позволено! Означает, что государство совершенно осознанно - в лице всех тех десятков институций, получивших сигнал «разрешить», закрыло на это глаза.

Коррупция ли это? Или разведение кроликов на мясо? Чтобы росли пожирней и на этапе конфискации возвращали государству не один, а десять миллионов? Ведь долго он в своем доме на берегу моря не проживет - это еще одна особенность Беларуси: все вокруг, в т.ч. он сам, будут считать время до ареста.

А потому совершенно прав Василевич, когда говорит, что «уровень коррупционной преступности в Беларуси не выше, чем в других странах СНГ». Не только не выше, а ниже! Ибо здесь если врачам и суют вознаграждение, то не потому, что те требуют денег, а для того, чтобы вознаградить за их труд, который - это очевидно всем - оплачивается не по заслугам.

Наше взяточничество (здесь не говорим о действительно зажравшихся товарищах, выдающих разрешения на строительство и т.п., ряды которых опять же регулярно «пропалывают») - это даже не взяточничество, это какая-то совершенно белорусская тихая благодарность нищих нищим же. Не знаю, кем нужно быть, чтобы пожаловаться на учительницу, собирающую деньги на нужды школы, или того же врача, которому сам же сунул мятую белорусскую купюру.

А потому давайте без экивоков: коррупцию в Беларуси можно победить в один день. Для этого государству, которое тут действительно ВСЁ ЗНАЕТ, достаточно подписать несколько сотен ордеров на арест чиновников, про которых говорят все люди у них в районе, и еще пару сотен ордеров - на тех, про кого знают не все, а только те специалисты, которые их «слушают». Может быть, это даже будет сделано перед президентскими выборами, если экономическая ситуация совсем испортится и вместо хлеба нужно будет подкинуть избирателям зрелищ.

Но, если коррупция исчезнет совсем, мы не сможем заниматься нашей любимой забавой по ее искоренению. А потому пусть она живет, родимая, пусть радует нас борьбой с собой еще много-много лет!

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)