Белоруска об эвакуации из Украины: «Утром прибежала соседка с криками: «Война! Война!»

Журналистка, бежавшая от репрессий из Беларуси в Украину, рассказала о том, как для нее началась война и как она покидала приютившую ее страну.

— Я живу в Киеве на Оболони, — говорит Наталья (имя изменено — прим. «С») «Салідарнасці» все еще в настоящем времени. — 24 февраля первые взрывы я проспала, не слышала. Но прибежала соседка с криками: «Война! Война!». Я посмотрела в интернет и ужаснулась от происходящего.

Помню, как лихорадочно закидывала в чемодан вещи, не понимая, что кладу. Перед выходом проверила, есть ли документы и компьютер.

Спустилась в метро, там уже не было турникетов, и проход был свободным для всех, людям предлагали укрываться на станциях, как в бомбоубежище. В то утро там еще было немного людей. Еще даже работало метро.

Наталья договорилась с друзьями выехать на западную границу из города Ирпень. Сейчас из сводок мы узнаем, что город бомбят и обстреливают.

— Это небольшой городок под Киевом, и мне нужно было туда добраться. На метро я доехала до станции «Академгородок». Потом три или четыре часа безуспешно пыталась сесть на маршрутку, которые буквально брали штурмом. Я не смогла пробиться ни в одну.

Ко мне подошел мужчина, оказалось, что нам обоим в Ирпень, мы стали пытаться вызвать такси. И у нас получилось. Причем таксист взял деньги только за бензин, — вспоминает собеседница.

Из Ирпеня она выехала на машине с друзьями на запад. Говорит, что пробок, таких, как на выезде из Киева, в тот день не было.

— По дороге мы видели много аварий. Водители выезжали на встречную полосу, чтобы обогнать пробки, и там врезались в другие машины…

Мы переночевали в Бердянске и продолжили путь. На заправке оказалось, что только у меня есть наличные, по карточке рассчитаться было нельзя. После нас заправили еще две машины и бензин закончился.

До погранперехода Краковец мы не доехали 21 километр из-за огромной пробки. Муж коллеги остался в машине, а мы — три женщины с ребенком — пошли пешком.

Все фото Наталья сделала в пути

Не все шли, кто-то оставался ждать в машинах, кругом бегали дети, играли в крестики-нолики, рисуя палками на земле, играли с мячами и своими игрушками. Некоторые дети плакали.

Наша маленькая девочка, которой не было трех лет, тоже уставала, ее несли по очереди, потом отпускали, иногда она не хотела дальше идти, мы начинали с ней играть, я уходила вперед и звала ее, она бежала ко мне, и мы снова шли, — рассказывает Наталья.

Несколько километров им удалось подъехать на попутных машинах. Но не всех водителей пропускали.

— Один мужчина ехал к себе домой в село, которое находилось по дороге на границу. Он предложил нас подвезти. Мы уже сели в машину, и тут из очереди вышли украинцы и преградили нам дорогу. Они везли своих жен и детей и решили, что этот мужчина занимается тем, что перевозит людей вперед, минуя очередь.

Мужчина показал им паспорт, подтверждающий, что он движется в сторону своего дома, а не на переход, но водители из очереди все равно встали перед машиной и не дали ехать. Мы вышли и снова пошли пешком.

К переходу добрались ближе к вечеру. Там скопились сотни машин, автобусов, также было очень много людей. Поскольку не было никаких зданий, люди располагались прямо на земле, — продолжает собеседница.

Ее коллегу с ребенком пропустили в «зеленую зону» сразу, а Наталья осталась по ту сторону границы, как оказалось, еще на сутки.

— Был уже поздний вечер, нас предупредили, что ночью пропускать не будут. И тогда я очень испугалась, потому что поняла, если останусь здесь на улице до утра, могу просто замерзнуть. Температура была минусовая. Я решила искать какое-то убежище.

Познакомилась с тремя украинками. Две женщины были с бабушкой 80 лет. Той стало плохо, мы вызвали ей скорую, та отвезла ее на заправку. Видимо, по их просьбе бабушке разрешили там остаться.

На заправку пускали только в туалет и за едой, сидеть в зале, спать там не разрешали. В автобусы, которые стояли в очереди, тоже на ночь чужих не пускали, с ними можно было договориться только утром въехать на границу.

Мы с украинками заходили периодически греться в туалет. Потом увидели вагончик страховой компании и попросились туда внутрь. Не знаю, что бы со мной было, если бы нас туда не пустили.  

Утром началась давка, когда пошли африканцы. Как ни странно, их оказалось очень много. Но мы все-таки попросились в один из автобусов, в котором ехали украинские женщины, дети и один мужчина-англичанин. Нас взяли, я присела на ступеньке рядом с водителем. Так мы и проехали в «зеленую зону», — сказала Наталья.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.8(12)