Общество

Ирина Дрозд

Белоруска, которая эвакуировалась из Украины в Кишинев: «Жду разрешения, чтобы вернуться в Одессу и быть чем-то полезной»

Как молдаване встречают украинцев и белорусов.

Белорусская модель плюс-сайз Евгения Тюленева в Украину была вынуждена переехать полгода назад. Евгения жила в Одессе, где уже собиралась покупать собственную квартиру. Сделка как раз была назначена на начало марта.

Евгения в Одессе. Все фото из архива героини

— Но 24 февраля в 6.30 утра мне позвонила подруга из Минска, которую, в свою очередь, разбудили наши друзья из Германии, потому что у них день начинается раньше и они первыми прочли новости. Так я узнала, что началась война, — рассказала Евгения «Салідарнасці». — Если честно, я ожидала войну. Я знаю, что таких людей было немного, но именно я была уверена, что война, к сожалению, будет. По одному из образований, я все-таки аналитик, хоть и финансовый.

В первые часы войны Евгения, как и жители Одессы, решила, что в случае эвакуации отправится в Молдову.

— От Одессы до Кишинева 180 км. Но в первый день я не поехала, только провела нескольких своих друзей. Сама выехала на следующий день. В принципе, очереди были на границе, но не настолько большие, как на границе с Польшей. Из Одессы я выехала в 7.30 вечера, а в 6.30 утра была уже в Кишиневе.

Друзья, которые приехали на день раньше, сняли квартиру, поэтому мне повезло, я знала, что мне, по крайней мере, есть, где переночевать.

В начале войны жилье в Кишиневе стоило стандартно для этого города, примерно 300 евро за нормальную двухкомнатную квартиру. Через неделю цены увеличились. К сожалению, некоторые пытались заработать на ситуации, хотя большинство молдаван очень переживали за украинцев, встречали их прямо на границе и многие предлагали жилье вовсе бесплатно.

В магазинах здесь цены примерно такие же, как в Одессе, правда, в Украине выбор товаров гораздо больше, — сравнивает собеседница.  

Она подтверждает, что в настоящее время поток беженцев из Украины стал намного меньше.

— Маленькая Молдова из расчета на душу населения приняла самое большое количество беженцев. Конечно, это гораздо меньше, чем Польша, но, следует учесть, что всего население Молдовы  примерно 3 миллиона человек.

Кишинев

Сейчас поток мигрантов снизился. Также открыли небо и гуманитарные коридоры в Европу. Многие уехали. Остались те, кто не теряет надежды в ближайшее время вернуться в Одессу.

Сейчас в Кишиневе можно снять номер в гостинице за 40-60 евро в сутки, можно остановиться  в хостеле за 7 евро в сутки. Квартиры стали чуть дешевле, — говорит Евгения.

Сама она ожидает разрешение для того, чтобы вернуться в Украину.  

— Я уже ездила на границу, но меня не пустили обратно, так как я белоруска. Жду разрешения. Как только получу, постараюсь вернуться и быть чем-то полезной, может, буду волонтерить, может, еще чем-то пригожусь.

По моим ощущениям, победа близка и победит однозначно Украина!

Я слышала про волну негатива по отношению к белорусам. Могу сказать, что в Молдове ничего подобного не было. Здесь русский язык, как и в Беларуси, является вторым государственным, достаточно людей с пророссийскими взглядами. Но большинство молдаван очень сочувствуют украинцам, в остальном они себя ведут подчеркнуто нейтрально.

Сам Кишинев сильно напоминает Минск. Он также во время Второй мировой войны был полностью разрушен и после отстроен. Если идти по центру Кишинева, можно подумать, что ты в Минске. Архитектура очень похожа, разве что центральный проспект немного уже, — делится впечатлениями белоруска.