Белоцерковская: Наследство, полученное от «пломбирного рая», – та самая «имперскость»
Колумнистка – о личном ментальном состоянии на одиннадцатом месяце войны. И предлагает, в ожидании собственных сил, задуматься: каждому о себе.
– С известной психологической картинки. Стадии, – перечисляет Ника Белоцерковская.
- Существенная утрата
- Шок
- Онемение
- Отрицание
- Эмоциональные всплески
- Гнев
- Страх
- Поиск
- Дезорганизация
- Паника
- Вина
- Одиночество
- Изоляция
- Депрессия
- Проблемы с возвращением к реальности
- Новые силы
- Новые паттерны поведения
- Надежда
- Утверждение опыта адаптации
- Помощь другим
- Адаптация к утрате
Я сейчас надолго зависла в пунктах 12-13-14-15. (Они нелинейны). В ожидании Новых Сил.
И я, неожиданно для себя, очень быстро проскочила пункт 11. Стадию вины. Этот вопрос «про вину» мне задают почти в каждом интервью.
Психологи утверждают, что вина – это необходимая составляющая нашей психики, отвечающая, в том числе, и за социализацию. Первое чувство вины нам внушают родители, уча отличать хорошее от плохого. Наверное, поэтому так болезненно и звучит сейчас для русских дискурс о личной или коллективной ответственности.
Так как взрослыми тут выступают украинцы, которые для многих по-прежнему «младшие братья». Наследство, полученное от «пломбирного рая». Та самая «имперскость». Учить же должны большие.
И эти обвинения создают очень мощный дискомфорт. Детский страх порицания. А самой примитивной ответной реакцией на страх является агрессия.
Наверное, отсюда и вылезли все эти бесконечные срачи «хороших и плохих русских».
Которые меня, в самом начале, чудовищно раздражали. Я просто не понимала, почему это так болезненно всех волнует. Реакция была одна – да заткнитесь вы уже, стыдно за вас и не вовремя – идите помогайте, попробуйте лучше хоть что-то исправить.
Потом с виной разберетесь.
Включите ответственность, даже, если вы искренне считаете, что не виноваты. Я даже решила, что это такая особенность «русского интеллигента». Или полностью отрицать или иступленно каяться. Без полутонов. Все, как обычно, намного проще.
Страх. Во время любой войны главный бог – это Страх.
И мои проблемы с переходом в новую реальность (п. 15) связаны именно со страхом. Наступил паралич. Надо двигаться, а я не могу. Страшно.
Нет сил, которые обещают после этого перехода.
Читайте еще
Избранное