Беларусская чиновница – в Женеве: «Относительно ликвидации общественных объединений инвалидов, то вот мне, например, такие случаи неизвестны»

Что в этом заявлении возмущает.

Комитет по правам людей с инвалидностью в ООН рассмотрел в Женеве доклад властей Беларуси о выполнении Конвенции о правах людей с инвалидностью и не только.

Как пишет Вясна, согласно информации, полученной Комитетом, 500 неправительственных организаций в Беларуси были закрыты по различным причинам. Потому Комитет задал вопрос: как можно добиться полноправного участия и соблюдения прав в Беларуси в такой ситуации, когда неправительственные организации закрываются?

На заседании прозвучал вопрос к официальной беларусской делегации:

Расскажите, сколько организаций считаются организациями, защищающими права людей с инвалидностью или действующими в этой области, и сколько из них было ликвидировано до 2023 года из этого общего числа?

На вопрос попыталась ответить представительница Минюста Беларуси Елена Кириченко.

Елена Кириченко. Скриншот: 31st Session, Committee on the Rights of Persons with Disabilitie, un.org

– Относительно ликвидации общественных объединений, про которые вы, наверное, имеете ввиду, то все они не были связаны с тем, что это были общественные объединения именно инвалидов, – озвучила чиновница. – Они если и были ликвидированы, то были ликвидированы за нарушение законодательства.

В законодательстве об общественных объединениях четко прописано, за что может быть ликвидировано общественное объединение, а все они были ликвидированы в судебном порядке.

Вместе с тем у них оставалось возможность обжалования данных решений в вышестоящий суд, и вот хотелось бы также отметить, что на сегодняшний день даже у республиканских общественных объединений и у международных появилась возможность обжалования в Верховный суд.

Но само создание общественного объединения и его деятельность – это скажем так такой процесс не окончательный. Общественные объединения создаются, но в течение какого-то определенного времени они видят, что уже они достигли какой-то своей цели, поэтому, по сути, они прекращают сами деятельность.

Но я бы хотела обратить внимание, что во время судебных процессов – ну я не говорю про общественные объединения инвалидов, а вообще – те, которые не осуществляли деятельности, к нам на процессы даже не приходили со стороны ответчика, они даже сами просили регистрирующие органы подать исковые заявления в суд о ликвидации, поскольку по сути они прекратили свою деятельность еще до исковых заявлений в суды.

А относительно ликвидации общественных объединений инвалидов, то вот мне, например, такие случаи неизвестны.

Елена Кириченко

«Салідарнасць» напоминает Кириченко, как это было. И это только несколько пунктов из целого ряда преследований.

  • Осенью 2020-го люди с инвалидностью, согласно своему, как и любого гражданина Беларуси, конституционному праву, по четвергам выходили с маршем, выступая против насилия, за проведение честных выборов в стране и за освобождение политзаключенных. Зачастую их акции срывались силовиками, а также происходили задержания участников.
  • В январе 2021-го в Офис по правам людей с инвалидностью пришел Комитет госконтроля. Была изъята техника и средства связи. Работа правозащитников была блокирована.
  • В феврале 2021-го директор Офиса по правам людей с инвалидностью Сергей Дроздовский и юрист Олег Граблевский рассказали, как проходил их визит в Управлении Департамента финансовых расследований. Ниже – лишь некоторые цитаты из их интервью после этого.
  • «Меня схватили, зафиксировали и стали раздевать. Раздели догола. Прощупали, общупали, прозвонили всё, что можно. Отобрали часы. Приказали сесть голым на стул и смотреть только на уголок стола» (Граблевский).
  • «Мы с Олегом в 9.30 самостоятельно в сопровождении наших адвокатов явились именно за техникой, но вместо этого и Олег, и я провели там семь часов! При этом мы даже не знаем своего статуса, ни подозреваемыми, ни обвиняемыми мы не являемся… Они удерживали меня, человека в коляске, в кабинете в неподвижном состоянии без моего согласия и это не нормально» (Дроздовский).
  • Вскоре правозащитники были арестованы. Олег Граблевский провел полгода в СИЗО, Сергей Дроздовский находился под домашним арестом. Меру пресечения политзаключенным изменили только в конце июля 2021 года, однако дело против них не закрыли.
  • Дроздовского эвакуировали из Беларуси в декабре 2021 года с помощью волонтеров и правозащитников. Граблевский – был эвакуирован в январе 2022-го.
  • В 2023-м власти ликвидировали в Беларуси «Офис по правам людей с инвалидностью». До этого правозащитное просветительское учреждение больше 10 лет оказывало безвозмездную правовую помощь людям с инвалидностью и членам их семей.