Реальная Европа

Ирина Дрозд

Беларуска в Польше: «Предупредили, что придет куратор посмотреть, в каких условиях будет жить кот и сколько площади в квартире будет в его распоряжении»

Анкета на 40 вопросов, три собеседования, инспекция квартиры, установка необходимого оборудования — и это не полный список того, что пришлось сделать за полтора месяца беларуской эмигрантке в Польше, чтобы взять себе котенка из приюта. Карина рассказала «Салідарнасці», какие требования предъявляют владельцам домашних животных и как проходили согласования.

Котенок Лелик. Все фото предоставлены собеседницей

«Готовы ли вы пройти дополнительные курсы обучения по уходу за кошками?»

— Лелика я увидела в специальной группе в соцсетях, что-то из разряда «Кот ищет дом», — вспоминает собеседница «Салідарнасці». — Посмотрела на фотографию — такой хорошенький, и это смешное имя — Лелик. Сразу решила, что хочу забрать этого котенка, и спросила у автора поста, можно ли.

Автором оказалась сотрудница Варшавской инспекции OTOZ Animals Национального общества защиты животных.

Она выслала мне анкету и сказала, что они проанализируют ответы, а потом свяжутся со мной. В анкете оказалось почти 40 вопросов!

Кроме данных Карины, в анкете требовалось указать, свое ли у нее жилье или арендное, и, если арендное, заключен ли договор на длительное время.

Были вопросы о том, сколько кот будет находиться дома один в отсутствие хозяина на работе, с кем он останется, если хозяин уедет в отпуск, почему девушка решила взять кота из приюта, а не купить.

— Спрашивали и про мой опыт, — делится собеседница. — Ответила, что у меня в Беларуси был кот, тоже бездомный, я его забрала с улицы, но после развода он остался с бывшим мужем.

Вопрос о том, с кем останется кот, если вы переедите в свою страну, меня, как человека, на которого в Беларуси заведено уголовное дело, рассмешил.

Что будете делать, если кот убежит из квартиры? Ответила, что буду следить за ним так, чтобы он не убежал.

Понятно, что были разные вопросы о моем материальном положении, о том, достаточно ли у меня средств, чтобы содержать кота и оказывать ему ветеринарную помощь, о наличии работы.

Были вопросы, которые особенно удивили.

Например, такой: если нам покажется, что вы недостаточно опытный человек для того, чтобы ухаживать за котом, готовы ли вы пройти дополнительные курсы, что-то вроде szkolenie w zakresie opieki nad kotami (обучение уходу за кошками).

Или еще один: если вам отдадут этого кота, не будете ли вы против, если наши волонтеры иногда будут проверять условия его проживания. Разумеется, на все вопросы я отвечала, что согласна.

«Второе собеседование было уже с переводчиком и длилось 40 минут»

В процессе опроса девушка рассказала и о том, что у соседа по квартире есть собака.

— Потом они уточняли много информации об этой собаке. Через несколько дней после того, как я отослала анкету, мне назначили онлайн-собеседование.

Во время него женщина задавала, по сути, все те же вопросы, на которые я уже отвечала письменно. Однако она меня предупредила, что одним из главных условий для получения кота является наличие защитной сетки на балконе.

В моем доме балконы расположены в шахматном порядке. Соответственно, наш балком сверху имеет крышу только наполовину. Я сделала мерки и обратилась в специальные фирмы по установке сеток на балкон, здесь такие есть.

Ценник поверг в шок, они просили от 1700 до 2800 злотых (400-650 евро). Но мой сосед согласился натянуть сетку сам, в итоге я оплатила только материалы. Сетка и металлический каркас обошлись примерно в 100 евро.

Он сам придумал конструкцию и натянул сетку со всех сторон вертикально. Я сфотографировала то, что получилось, и показала кураторам.

Но они ответили, что так не пойдет, что сверху, там, где нет балкона, открыт кусок и кот может выпрыгнуть и упасть. Сказали, что нужно делать крышу. В итоге мы доделали крышу и получился такой вольер, — показывает Карина фото своего балкона, одобренного инспекторами для прогулок кота.

На все согласования по балкону, заказ и ожидание материалов ушло больше недели. За это время у беларуски прошло второе собеседование.

— На этот раз оно было уже с переводчиком, потому что я плохо говорю по-польски. Это собеседование длилось 40 минут.

У меня опять спрашивали, кто останется с котом, если я поеду в отпуск, можно ли прийти посмотреть мои жилищные условия. Ряд вопросов снова касался соседской собаки.

Также они поинтересовались, готова ли я просверлить стену, чтобы повесить специальные полки для кота. Раз ему придется жить в одном помещении с собакой, высокой в холке, он должен иметь место, где будет чувствовать себя в безопасности, то есть где-то наверху.

Объяснила, что по договору аренды квартиры не могу нарушать целостность стен. Поэтому готова купить специальный высокий домик коту.

Показала, что у нас есть высоко расположенная батарея и стеллаж. Так и вышло, эти поверхности стали любимыми местами Лелика, куда он с легкостью запрыгивает.

После второго собеседования отдельным письмом интересовались, откуда взялась собака у соседа, купили ее или подобрали, если купили, то у заводчика или в питомнике. Рассказали, что собака привезена из питомника в Украине.

Также был вопрос, адаптирована ли собака к котам, как они будут ладить. Мы ответили, что собака социализированная, что в Киеве она жила вместе с другими животными, не только котами. Но и это был еще не конец, — смеется Карина.

Собеседница «Салідарнасці» рассказывает, что далее было назначено третье собеседование, на котором прозвучал еще один неожиданный вопрос.

— Меня спросили, что должно случиться, чтобы я решила вернуть кота. Я ответила, что мне придется это сделать только в одном случае, если кот не уживется с собакой и будет ее терроризировать.

В том, что со стороны собаки не будет никакой агрессии, я была уверена. Эта собака — добрейшая из всех, которых встречала. А в том самом объявлении про Лелика было написано, что он может жить в семье с детьми или с другими животными.

Через два дня после третьего собеседования, наконец, мне пришло долгожданное письмо: «Мы подумали и решили отдать Лелика вам». Я так обрадовалась, что никаких уточняющих вопросов не задавала, поэтому не знаю, много ли людей претендовало на моего котика.

Затем меня предупредили, что придет куратор посмотреть, в каких условиях будет жить кот. Во время визита она уточнила, сколько площади в квартире будет в его распоряжении, познакомилась с собакой, смотрела как та будет себя вести по отношению к новому человеку, агрессивно или нет.

Проверила сетку на балконе, поверхности, куда сможет забираться кот. Спросила, закупила ли я лоток, посуду и остальные принадлежности, и порекомендовала нужный корм. Также она интересовалась, какой корм ест собака.

Как оказалось, не зря. Лелик действительно может полакомиться из чужой тарелки, — рассказывает Карина.

«Оказалось, что забрать бездомного кота в Польше сложнее, чем в Беларуси взять ребенком из детдома»

Время, когда беларуске должны были привезти кота, совпало с рабочим. Собеседница говорит, что пришлось отпроситься.

— Я предлагала оставить котенка соседу, который обязался за ним присмотреть до моего возвращения. Однако меня предупредили, что отдадут животное только мне, подписав соответствующий договор.

Эта umowa (договор), кстати, напечатана аж на 4 страницах. Мы ее заполнили. Там сказано, что кот — мужского пола в возрасте 4 месяцев — передан мне для адаптации и проживания, что он привит и обработан, но не кастрирован и, если я пожелаю, то могу обратиться к ним за помощью в кастрации.

Также расписан график ближайших прививок, которые я уже должна буду сделать с котиком сама.

Волонтер, который его привез, снова осмотрел квартиру, с нашего разрешения сделал с котенком фото всех жильцов. Видимо, это им нужно для отчета, — полагает собеседница.

Она подсчитала, что на подготовку к тому, чтобы забрать Лелика, было потрачено более 150 евро, но только потому, что удалось избежать трат на установку той самой сетки.

На все согласования ушло полтора месяца, в течение которых с девушкой по переписке, на онлайн-собеседованиях и при личных встречах общались шесть человек, которые задавали множество разных вопросов.

— У меня же ко всем был только один — когда мне отдадут Лелика. За месяц, который он у меня живет, мне уже написали кураторы, спрашивали, как отреагировала собака, не боится ли котенок ее, хорошо ли ест. Однажды попросили скинуть его фото в данный момент.

Я сфотографировала, как он спит на диване, животом вверх, и мне ответили, что так выглядит счастливый кот. 

Первые дни Лелик действительно шипел на собаку и замахивался лапкой, а потом перестал, видимо, почувствовал, что оттуда нет никакой угрозы.

Сейчас у них нейтралитет, они просто спокойно обходят друг друга и живут своей жизнью, не дерутся. Собака не реагирует даже на то, что Лелик периодически подворовывает у нее еду, хотя у самого всегда тарелки полные. Но из чужой миски вкуснее, — смеется Карина и обращается к своему новому жильцу: «Лелик, зачем ты лезешь на шторы вверх?».

Она говорит, что котенок оказался чересчур шустрым, носится по квартире, проверяет на прочность мебель и другие предметы интерьера.  

— Эта квартира вообще сдавалась в аренду для проживания с животными, но после Лелика на возврат кауции (возвратный залог) я уже не рассчитываю, — улыбается собеседница. — Все равно я очень довольна, что мы вместе, что еще один бездомный котик нашел себе семью.

— Вы ожидали, что процесс, по сути, спасения котика будет таким сложным, не было момента, когда хотелось отказаться от этой идеи?

— Конечно, я не ожидала, что нужно будет пройти настоящий квест, думала, что соглашусь и мне сразу радостно привезут кота, как это происходит, например, у нас в Беларуси.

И это еще не конец, я ведь дала согласие на то, что ко мне могут приходить и проверять, как живет Лелик. Думаю, время от времени они будут приходить.

Когда мы не смогли правильно установить сетку, помню, очень отчаялась из-за того, что предстояло дозаказывать материалы и ждать еще несколько дней.

А когда мне сказали, что нужно будет сверлить стены, не выдержала и сказала, что сверлить ничего не могу, и если они не согласятся отдать мне этого кота, то обращусь к тем, кто отдаст другого сразу. Например, у нас в чате периодически появляются объявления от волонтеров из Беларуси.

Самим подобрать в Польше бездомного кота на улице проблематично. Их даже трудно найти.

Вообще, оказалось, что забрать бездомного кота в Польше сложнее, чем в Беларуси взять ребенком из детдома.

Я там много работала волонтером, объездила множество приютов, интернатов, детдомов, и как-то интересовалась об условиях, на которых, например, можно было забрать ребенка на выходные. Так вот это не составляло особых проблем и уж точно согласовывалось гораздо быстрее.

Тем не менее, я думаю, что к судьбе животных нужно тоже подходить со всей серьезностью, может, и так, как в Польше.

Так меньше вероятность, что животное попадет в плохие руки. Да и в целом такой подход требует ответственности, а время ожидания, возможно, исключит желающих с сиюминутным порывом. Пока животное до тебя доедет, сто раз можно подумать или передумать, — считает Карина.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 3.2(31)