Общество
Владимир Мартьянов, Сергей Олехнович, фото Янки Пагулянки

«Беларусь. Совершеннолетие». Год 1993-й

Дискуссии о введении поста президента страны в Верховном Совете, инфляция в тысячу процентов и зарплаты в 25-30 долларов, заказные убийства и игра DOOM, первый съезд белорусов мира, первая мобильная связь и дебют белоруса в НХЛ. Таким остался в памяти 1993 год.

«Салiдарнасць» и TUT.BY предлагают вашему вниманию третью часть совместного интерактивного проекта «Беларусь. Совершеннолетие».

1991 год

1992 год

В.М.: Вспоминая сегодня 1993 год, понимаешь, что во многом он стал определяющим для дальнейшей истории нашей страны.  А начался он неспокойно. Уже 15 февраля белорусские независимые профсоюзы объявили бессрочную политическую стачку. На сайте российского «Коммерсанта» я даже нашел такую новость —  белорусский премьер Вячеслав Кебич поблагодарил трудовые коллективы предприятий, которые не приняли участие в стачке и продолжили работу.

Очереди, очереди…

И вот эта стачка — яркое свидетельство того, что экономических проблем было хоть отбавляй.  На первых полосах газет печатались фотографии очередей за хлебом. Автомобилисты стояли в очередях за топливом. Вот тебе один из газетных заголовков тех времен: «Бензина в Беларуси как не было, так и нет. Виновных в этом безобразии — тоже!»

Кстати, инфляция в 1993 году составила аж 1290 процентов! В первом квартале . были введены свободные цены на мясо. Значительно увеличилась плата за жилье и коммунальные услуги.

Фото Сергея Брушко, «Народная газета», 1993 год

С.О.: Честно говоря, очередей за хлебом я не припоминаю. За яйцами и маслом — помню, но это было позже, осенью 98-го.

А в 93-м телеэфир заполонила реклама алкоголя. «Водка «Зверь» — похмелья не будет», подмигивающий «Распутин», ухмыляющийся, по-моему, «Петроff» и так далее — как раз из той поры… «Время пить «Херши» тоже. Этот напиток, правда, алкоголя не содержал. Но запал в душу аудитории. И когда люди собирались пропустить по стаканчику-другому, то приговаривали: «Ну что, время пить «Херши».

Кстати, насчет «Зверя» реклама лукавила — бодун от употребления этой водки, даже от небольшой дозы, был жесточайший.

В.М.: К тому времени и реклама в печатных СМИ стала привычной для читателей. Газеты тогда  пользовались большим спросом, их читали, ведь Интернет как неиссякаемый и оперативный источник новостей для нас был еще в далекой перспективе. Поэтому реклама в печатных изданиях была крайне востребована.

Вот один из рекламных модулей того времени — компании «Дайнова», которая предлагала компьютеры и оргтехнику. Так вот, компьютер IBM PC AT 286 (это даже не приснопамятный 386-ой, а его предшественник) с характеристиками — VGA, 1,42, 1.2 — стоил бешеных денег: в розницу 1 миллион 29 тысяч рублей. В январе 1993 года доллар стоил около 6 000 рублей.  Так что путем нехитрых вычислений получаем, что это чудо техники тянуло почти на 200 долларов.

С.О.: Серьезная по тем временам сумма. Средняя зарплата в стране, помнится, составляла около 25-30 баксов в эквиваленте.

В.М.: Так что на компьютер надо было работать 14 месяцев. При этом не пить и не есть.  Я тут навел справки у людей, обладающих хорошей памятью…

С.О.: Значит, ты хочешь сказать, что наша память — совсем никудышная…

В.М.: Ну, как говорится, две головы хорошо, а больше и того лучше. Так вот, стипендия студента юрфака БГУ в те времена равнялась 7 долларам.

Вообще, надо понимать, что тогда и рубль, и доллар имели совсем другую покупательскую способность. Это сегодня на 20 долларов ты можешь раз сходить в магазин и купить продуктов максимум на два дня. В те времена на 20 долларов можно было безбедно жить две недели.

Помню, как раз в 1993 году моя жена накануне дня рождения продала сшитый ею костюм за 35 долларов и на эти деньги накрыла праздничный стол на восемнадцать человек. Причем стол просто ломился.

С.О.: Ты прав, сейчас на 100 тысяч не попируешь… 

А еще летом из оборота изъяли банкноты Госбанка СССР — с 26 июля 1993 года наши «зайчики» стали фактически единственным законным платежным средством на территории Беларуси.   

В.М.: Это был важный и знаковый шаг на пути независимости страны. Хотя, помнится, в конце 1993 года был даже подготовлен проект соглашения Нацбанка и Центробанка РФ об объединении денежных систем двух стран. Предполагалось заменить в 1994-1995 гг. белорусские рубли на российские. Но с рублевой зоной тогда так ничего и не вышло.

С.О.: Ну и славно! А вот что касается обмена денег, то, по-моему, никакого особого ажиотажа не было. Видимо, власти смогли учесть печальный опыт предыдущих денежных реформ. 

В.М.: Слушай, а запрета на расчеты в валюте тогда еще не было? Или я что-то путаю?

С.О.: Не было. В больших магазинах типа ГУМа, ЦУМа — да и в продовольственных тоже — существовали валютные секции. Там без проблем можно было купить водку Smirnoff, вермуты Martini и Cinzano, виски Jonnie Walker, швейцарский сыр, бельгийский шоколад, кофе в зернах и прочие деликатесы, дефицитные в обычных магазинах.  Плоская стеклянная поллитровка Smirnoff стоила, если не ошибаюсь, 4 доллара, 50-градусная Smirnoff-Silver — 5 или 5,5 баксов, литр «Martini » — около четырех у.е. Впрочем, тогда никаких «у.е.» точно не было — были доллары США и немецкие марки.

В.М.: Верно. Причем марка была почти в два раза дешевле доллара. Кстати, эти самые дойчмарки, неизвестные уже современному поколению, поскольку их, как и другие европейские денежные единицы, сменила общая европейская валюта евро, тогда были популярнее долларов США. И доступнее.  Может, это объясняется тем, что перегонщики возили машины в основном из Германии.

С.О.: Ты произнес еще одно ключевое слово из того, «раньшего», как говаривал Михаил Самуэльевич Паниковский, времени, которое только-только входило в наш лексикон: «перегонщики»…

В.М.: Да, 1993 год запомнился появлением на белорусских дорогах большого количества иномарок. А ряды представителей такой профессии, как автоперегонщик, значительно пополнились. Кстати, появились на улицах и дети, моющие авто – этакий признак перехода к рынку. Иномарки переставали быть диковинкой и начали понемногу вытеснять с белорусских дорог советские авто.

С.О.: И цены на б/у продукцию советского автопрома существенно упали. Например, знаменитую «копейку» или «тринадцатую» модель «Жигулей» в 93-м можно было купить за 900-1000 бундесмарок. А однокомнатная квартира в центре Минска стоила 4-5 тысяч долларов.

В.М.: Покупка валюты помогала заиметь хоть какие-то сбережения. Из-за инфляции собирать деньги в «зайчиках» было совершенно бессмысленно. Все переводилось либо в марки, либо в доллары.

Знаешь, тогда в газетах, в рубрике «Криминальная хроника», писали заметки такого типа: «из квартиры безработного N. преступники вынесли 8 тысяч дойчмарок и 5 тысяч долларов». На тот момент, помню, меня сильно удивляло: откуда у безработных такие деньги?

С.О.: Ларчик просто открывается: перегонщики, «челноки», продавцы на рынках — то есть весь мелкий бизнес — официально считались безработными. Но в сравнении с рабочими с заводов их доходы были существенно выше. Вот крепкие парни в кожаных куртках, спортивных штанах а-ля «Адидас» и псевдонайковских кроссовках и обращали на них особое внимание. 

В.М.: Если уж мы вспомнили о криминале, то именно в 1993 году в Беларуси произошли два заказных убийства, всколыхнувших страну. Сначала, в мае 1993-го в центре Минска, на проспекте Машерова, снайпер застрелил главу правления концерна «Коминвест» и председателя совета директоров АКБ «Белбизнесбанк» Александра Лисничука. А в сентябре на пороге собственного дома был убит  председатель Гродненского облисполкома Дмитрий Арцименя.

Причем, если убийство Лисничука раскрыто — его совершили члены так называемой «кингисеппской группировки», а причиной стали поставки нефти в Беларусь, то убийство Арцимени так и остается в списке «глухарей».  

С.О.: К счастью, волна заказных убийств не накрыла Беларусь так, как, скажем, соседнюю Россию — в те времена российские новости чуть ли не ежедневно начинались с сообщений о заказных убийствах…

В.М.: Леонид Парфенов в своем проекте «Намедни», в серии, посвященной, кстати, именно 1993 году, вспоминал о черном анекдоте, ходившем в то время. Стоят два киллера в подъезде, ждут жертву. Один из них смотрит на часы и говорит другому: «Что-то наш задерживается. Я уже волнуюсь, не случилось ли чего».

Волна заказных убийств была связана с ростом бизнеса. Просто в России масштабы были другие. Но и в Беларуси появлялись серьезные проекты.

Скажем, как раз в 1993 году недалеко от Минска был создан салон по продаже автомобилей. От него и берет начало Торговый центр «Ждановичи».

Многие из ведущих нынче белорусских турагенств начали работать как раз в 1993 году. А значит, денежные доходы уже позволяли части населения задумываться о путешествиях.

С.О.:  А еще, по-моему, как раз в 1993 году в «краснокожие» советские загранпаспорта стали ставить штамп о том, что такой-то является «грамадзянiнам Рэспублiкi Беларусь».

Почему запомнил? Однажды литовские пограничники не пустили в страну именно потому, что подобной печати у меня не было. В итоге мне пришлось несолоно хлебавши валить по нейтральной территории назад и возвращаться в Минск автостопом — приятель, имевший в паспорте такой штамп, беспрепятственно поехал дальше.

В.М.: Тогда же, в 1993 году в Минске появилась сотовая связь — в мае начала предоставлять коммерческие услуги и компания «БелСел».

С.О.: Ты помнишь, что мобильные телефоны тогда были размером и весом с силикатный кирпич?

В.М.: Конечно, помню. А другим неотъемлемым атрибутом тех времен был малиновый пиджак.  Или это в России, а наш бизнес такая мода обошла стороной?  

С.О.: Ничего подобного. Некоторые из моих знакомых-бизнесменов средней руки щеголяли в малиновых пиджаках. Правда, золотых цепей толщиной с ножку годовалого ребенка на шее не носили. 

В.М.: А еще в 1993-м пивзавод «Беларусь» был переименован в «Оливарию», и начал работать Торговый дом «На Немиге». Вот странно, да? Ведь сегодня кажется, что он всю жизнь был на этом месте...

Но мы с тобой совсем забыли о политических событиях года. А ведь в 1993 году там произошло немало интересного. 

С.О.: В июне Александр Лукашенко возглавил парламентскую комиссию по борьбе с коррупцией. Для него это был своеобразный трамплин для прыжка в большую политику.

Хотя тогда, за год до первых президентских выборов, мало кто мог подумать,  что именно этот человек станет главой белорусского государства. И уж тем более никто не мог предположить, что за 15 лет президент Беларуси так и не сменится…

В.М.: Фундамент нашего будущего закладывался как раз в 1993-м. Ведь именно в мае на двенадцатой сессии Верховного Совета в повестку дня был включен вопрос о внесении изменений в Конституцию страны и о введении поста президента.

С.О.: Эта идея долго не получала необходимой поддержки, была даже создана специальная  согласительная комиссия. Формально пост президента был учрежден поименным голосованием в марте 1994 года. Но база, действительно, была заложена в 93-м.

В.М.: Введение президентского поста активно лоббировалась группой депутатов. Впереди были так называемые «молодые волки» — группа политиков, в которую входили Виктор Гончар, Дмитрий Булахов, Леонид Синицын, и, кстати говоря, нынешний лидер ОГП Анатолий Лебедько. Думаю, что именно благодаря их активной деятельности, пост президента в Беларуси все же был введен. Ведь очень многие выступали против — скажем, фракция БНФ.

Политическая дискуссия в белорусской глубинке

С.О.: И вообще, ряд постановлений, принятых в 1993 году, вызывают у меня, мягко говоря, недоумение. По сей день не понимаю, кому и зачем понадобилось в феврале отменить решение о приостановлении деятельности коммунистической партии?  То, что суд над компартией ни в Беларуси, ни в России не состоялся, было огромной ошибкой. На мой взгляд, КПСС обязана была предстать перед своим Нюрнбергским трибуналом. Увы, этого не произошло…

А с другой стороны, снятие запрета на деятельность компартии свидетельствовало о том, что в Верховном Совете тогда была настоящая демократия — все политические силы имели возможность свободно высказать, представить и защитить свою позицию.

В.М.: А также о том, что среди депутатов ВС было немало номенклатуры советской закалки, которой очень нравилась компартия.

Если говорить о суде, то, мне кажется, эта идея не получила бы тогда поддержку большинства в обществе. Слишком сильным было еще влияние наследия СССР, слишком многие еще помнили ту страну не только по компартии, но и по стабильным зарплатам.

Это, кстати, стало одной из причин кризиса, грянувшего в российской столице в октябре 1993-го. Хотя московские события и расстрел Белого дома как их финальный эпизод, в общем-то, напрямую не связаны с компартией. Главной проблемой стала не идеология, а проблема разделения полномочий между ветвями власти — законодательной и исполнительной.

Ельцин распустил Верховный Совет РФ, тот распуститься отказался, назначив президентом генерала Руцкого. Спикер ВС Хасбулатов и Руцкой призвали своих сторонников штурмовать здание мэрии, телецентр «Останкино». Ночью в Москву вошли танки, а утром началась осада Белого дома — правительственного комплекса в центре Москвы, где укрылись депутаты опального Верховного Совета. Идеология здесь, на мой взгляд, была всего лишь ширмой. Хотя среди сторонников Верховного Совета были знаковые фамилии — Макашов, Баркашов и другие.

А самое ужасное, пожалуй, было то, что войну впервые показали в прямом эфире. В режиме online. Люди торчали перед телевизорами не потому, что сочувствовали той или другой стороне, а потому, что им было интересно посмотреть, как танки бьют кумулятивными  снарядами по Белому дому.  

Москва, Белый дом, октябрь 1993 года

С.О.: Очень важным событием 1993 года стало то, что лесное урочище Куропаты было внесено в Государственный список историко-культурных ценностей Беларуси как место захоронения жертв политических репрессий 1930-40-х годов.

Фото с сайта «Белорусские новости»

Я надеюсь, что у нас о Куропатах будет снят такой же честный и пронзительный фильм, какой снял Анджей Вайда о Катыни.

В.М.: Говоря о значимых событиях в жизни общества, нельзя не вспомнить и о том, что в июле 1993 года организация «Згуртаванне беларусаў свету «Бацькаўшчына» провела в Минске I съезд белорусов мира. Так что понемногу шли и процессы национального возрождения. Хотя за политическими и экономическими хлопотами многим было, конечно же, не до этого. 

С.О.: Не забудем и о том, что в январе 1993 года первый белорус сыграл в НХЛ. Правда, в каком точно матче нынешний главный тренер «Гомеля» Александр Андриевский вышел на НХЛовский лед в форме «Чикаго Блэкхоукс», узнать, увы, пока так и не удалось. Александр Леонидович считает, что в поединке с «Детройтом». Однако проблема в том, что «Ред Уингз» в третьей декаде января 93-го не встречались с «Чикаго». Может, кто-нибудь из читателей подскажет? Буду весьма признателен.

В.М.:  Если мы уж вспомнили о спортивных событиях, то нельзя не упомянуть и о том, что наша страна стала членом УЕФА, а в сентябре 1993 года на 101-й сессии Международный олимпийский комитет официально признал НОК Беларуси..   

С.О.: А еще осенью 93-го появилось НТВ. Это был совершенно иной уровень телевидения с отличными программами. И самое главное, новости на НТВ тогда были правдивыми. Поэтому на такие «мелочи», как реклама «МММ» с Леней Голубковым, который собирался купить жене сапоги, его братом, позиционировавшего себя «не халявщиком, но партнером», и просто Марией внимания обращали мало. Хотя детище Сергея Мавроди было одной из самых масштабных финансовых пирамид того времени.

//www.youtube.com/v/WvvigZY_ms8&hl=en&fs=1

В.М.: Ну и другие не отставали. Я до сих пор помню, что «Хопер-инвест» — отличная компания!».

Кстати, в 1993 году стал массово развиваться еще один рынок — рынок «Гербалайфа». Это был просто массовый психоз. Не успеешь выставить из офиса одного агента с этим самым «Гербалайфом», как тут же приходит следующий. 

С.О.: Они еще носили самопальные значки, на которых было написано: «Хочешь похудеть — спроси меня как».

В.М.: Хотя нет худа без добра. Мне один бизнесмен на полном серьезе говорил как-то, что с удовольствием послал бы своих менеджеров по продажам на курсы к распространителям «Гербалайфа». Логика у него была такая: если человек научился продавать «Гербалайф», то он сможет продать что угодно и кому угодно. Даже снег эскимосам. Так что вполне вероятно, что со временем, наработав неплохой опыт, продавцы «Гербалайфа» переквалифицировались в продавцов чего-нибудь более полезного.

И еще одна деталь, о которой, наверное, надо вспомнить. В декабре 1993 года была выпущена игра DOOM. Так что очень многим белорусам в ближайшем будущем было уготовано массовое хождение по подземельям и отстреливание монстров.

С.О.: А еще в те годы, как мухоморы после дождя, росли всякие религиозные секты. Помню, члены «Белого братства» с Марией Дэви-Христос (в миру - Марией Цвигун) во главе, в котором состояло немало наших соотечественников, даже обещали в ноябре или декабре 93-го конец света.

«Белый брат» с портретом Марии Дэви-Христос (Цвигун)

В.М.: Знаешь, секты, проповедники, вера в чудеса и мистику — отличительная черта любого смутного времени. А ведь начало 90-х прошлого века можно без натяжки отнести именно к таким временам. 

С.О.: Так или иначе, Апокалипсиса не случилось — на смену 1993 году пришел 1994-й. Но о нем — в следующий раз.

***

А чем вам запомнился 1993 год? Приглашаем Вас поделиться своими воспоминаниями здесь.