Экономика
Кирилл Иванов

«Банкротство все долги спишет, а затем опять с чистого листа — дотации, преференции, кредиты…»

Встанут ли на ноги сельхозпредприятия, получившие от правительства второй шанс в виде досудебной санации?

Тема убыточных сельскохозяйственных предприятий, затронутая в сегодняшней статье «Салідарнасці», получила продолжение. Совмин опубликовал постановление № 889

«О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 4 июля 2016 г. № 253».

Документом утвержден список сельхозорганизаций, подлежащих процедурам досудебной санации и банкротства. Озвученные в постановлении цифры делают описанную в предыдущей статье ситуацию еще более пессимистичной.

Так, процедуре досудебного оздоровлению подлежат 323 сельхозпредприятия, еще 102 организации вскоре могут стать банкротами. В сумме мы имеем 425 проблемных хозяйств или около 30% от общего числа.

Напомним, что по данным официальной статистики количество убыточных сельхозпредприятий в январе-августе 2016-го составило 348 единиц (24,4% от общего числа организаций).

«Но странное дело: при таких инвестициях дела здесь шли так себе»

Встанут ли на ноги сельхозпредприятия, получившие от правительства второй шанс в виде досудебной санации? Ответ на этот вопрос можно отыскать в истории некоторых предприятий, попавших в список потенциальных банкротов.

Как писала в 2011-м пинская районная газета «Полесская правда», в свое время сельскохозяйственное унитарное предприятие «ПинскдревАгро» (современное название — С.) уже находилось в «катастрофическом экономическом положении». В 2005-м в качестве структурного подразделения оно вошло в состав ЗАО «Пинскдрев».

«Само собой, в Бобрик последовали крупные финансовые вливания, позволившие солидно укрепить экономику хозяйства. Но странное дело: при таких инвестициях дела здесь шли так себе — с середины на половину. Не способствовала успеху и директорская чехарда: руководители менялись здесь едва ли не ежегодно», — писала «Полесская правда». С приходом нового директора ситуация на предприятии к лучшему изменилась, но в наши дни оно снова балансирует на грани.

Слонимский сельскохозяйственный кооператив «Дружба-Агро» впервые стал неплатежеспособным в 2010-м. Хозяйство оказалось в заложниках указа главы государства о строительстве 118 крупных молочнотоварных ферм. Руководство СПК надеялось, что государство просто подарит им ферму, но вместо этого на плечи предприятия лег неподъемный кредит.

Местные власти не придумали ничего лучшего, как присоединить СПК «Дружба-Агро» к слонимской птицефабрике.

(Как тут не вспомнить слова белорусского бизнесмена и руководителя частной компании по продаже проблемных активов Михаила Андреева об идее объединения убыточных предприятий со здоровыми:

— Это как взять и пришить нормальному человеку ногу с гангреной и надеяться, что он дальше будет жить. То же самое делают и с госпредприятиями).

КУСП «Пестуница» Витебского района, как и десяток других предприятий региона, в свое время уже получало второй шанс от государства. Как сообщал сайт Верховного суда, в сентябре 2010-го на заседании Витебского райисполкома руководству «Пестуницы», а также ряду его коллег было предписано «принять меры по реструктуризации задолженности путем заключения мировых соглашений или составлению графиков погашения задолженности».

Кроме того, руководителей предупредили о персональной ответственности за неисполнение норм указа №92 от 01.03.2010 «О некоторых вопросах сельскохозяйственных организаций».

Санация или проедание денег?

Как видим, ни бюджетные вливания, ни объединение с более финансово успешными предприятиями, ни персональные предупреждения не уберегли убыточные хозяйства от неминуемого и закономерного финала — банкротства. Очевидно и то, что многолетние попытки спасти тонущие предприятия не принесли ничего, кроме дополнительных многомиллионных затрат. Но власти это, судя по требованию Лукашенко сконцентрировать внимание на проблемных хозяйствах, не останавливает.

«Первым в списке банкротов должно стоять правительство»

«А по факту нужно банкротить и тех, которые пошли на «оздоровление». Нормально так — всего лишь чтобы не попасть в списки банкротов, нужно было предоставить какой-никакой бизнес-план, писанный на коленке. Смех и грех! Зачем тянуть и вводить «оздоравливающихся» в еще большие убытки, а их поставщиков в разорение? Банкротьте сейчас, ведь все равно через год после неудачного (как всегда в нашей стране) оздоровления банкротить придется», — сомневается в эффективности действий правительства один из участников обсуждения на дискуссионной платформе talks.by .

Другие комментаторы не отстают:

«Банкротство — все долги спишет, а затем опять с чистого листа: дотации, преференции, кредиты на с/х технику и т.д.».

«Первым в списке банкротов должно стоять правительство Беларуси. Именно его непрофессиональная, неумелая, а порой просто вредная работа довела с\х да и всю экономику до банкротства».