Экономика
Кирилл Иванов

«Авторитарная экономическая модель себя уже исчерпала»

Почему провалился экспорт в страны Евросоюза и что с этим делать? На этот и другие вопросы в экспресс-комментарии «Салідарнасці» рассказал экономист Борис Желиба.

Белорусский экспорт в страны Евросоюза с начала года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года сократился на 29% (до $ 9,9 миллиардов).

С чем связано падение экспорта, насколько серьезно таково положение дел для нашей экономики? На эти и другие вопросы «Салідарнасці» ответил профессор, доктор экономических наук Борис Желиба.

Ценовой фактор

— К первой группе нашего товарооборота с Евросоюзом относятся нефтепродукты, белорусская нефть в чистом виде. Я думаю, что в натуральном выражении экспорт в ЕС по этой товарной группе, возможно, и не упал. Тут основной фактор ценовой, связанный с падением мировых цен на нефть и, следовательно, на нефтепродукты.

Кроме того, мы продаем на Запад удобрения, в частности калийные. Правда, в существенно меньшей степени. Они в основном идут в Индию, Китай и Бразилию. Здесь ценовой фактор также не на нашей стороне. В натуральном выражении «Беларуськалий» работает хорошо, а вот цены далеки от оптимальных.

Думаю, этих позиций достаточно, чтобы объяснить причины падения экспорта в страны ЕС. Иной продукции, более сложно технической, мы в Европу не поставляем.

Крайне неприятная ситуация

С начала года мы потеряли в сравнении с аналогичным периодом прошлого года более четверти объема экспортной выручки. Для Беларуси это крайне неприятная и серьезная ситуация. Ведь нам нужно искать источники рефинансирования наших долгов. Частично мы их отдаем за счет собственных источников, прежде всего, валютной выручки. А другую часть мы возвращаем новыми займами.

За счет чего торговый баланс оказался в плюсе

Торговый баланс у нас выправился не потому, что возрос экспорт, он как раз упал. А потому, что импорт снизился в еще большей мере, и по товарам у нас, все же, существенный минус, который мы традиционно перекрываем услугами, в основном перевозками. В результате мы имеем положительное торговое сальдо размером чуть больше миллиарда долларов.

Это положительно влияет на стабильность курса национальной валюты, когда после событий августа мы не наблюдаем пока таких обвальных девальваций.

«Я даю неудовлетворительный прогноз»

Потому что цены на нефть, я думаю, не будут подниматься до конца этого года, да и в следующем году. Внешние факторы, которые определяют цены на нефть и нефтепродукты, для нас негативные. Количество нефти, добываемое в мире не только не сокращается, но и растет. Каждая страна, добывающая нефть, старается компенсировать потери валютой выручки от упавших цен за счет увеличения объемов добычи. Принцип ОПЕК — раздать странам, входящим в этот картель, квоты и не превышать объем добычи для удержания цены — сейчас фактически не работает. Россия соревнуется с саудовцами, не так давно США вышли на первое место за счет сланцевой нефти.

Второй фактор: Запад и не думает снимать санкции с РФ, которая кроме Украины влезла в войну в Сирии. Это долгосрочный фактор, который будет действовать и в следующем году.

Не нефтью единой

Не нужно уповать на вышеупомянутые группы — нефть и удобрения. Нужно увеличивать экспорт любой другой продукции. Мы, в конце концов, специализируемся на транспортном машиностроении, сельскохозяйственном машиностроении. Нужно искать и увеличивать рынки сбыта. В третьем, да каком хотите мире. А самое главное — давно нужно проводить те самые инфраструктурные реформы, которые уведут нас от авторитарной экономической модели, которая себя уже исчерпала, что особенно заметно в последние годы.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)