Автор апокалиптических романов поставил диагноз России

Писатель Дмитрий Глуховский в большом интервью «Новой газете» поделился своими впечатлениями о происходящем на фоне пандемии коронавируса. «Салiдарнасць» выбрала наиболее интересные фрагменты текста.

Фото Алексея Лохова, Еclectic

Россия и вообще-то живет одними только потрясениями, в десятилетки между ними пытаясь отойти от контузии и перегруппироваться. Наше ожидание конца света — не мнительность, а историческая память и горький опыт. Апокалипсис — часть нашего жизненного цикла, притом не такого уж и долгого.

***

Любые попытки объяснить нынешний кризис теориями заговора, выискать у него каких-то бенефициаров мне кажутся проявлением паранойи или игрой в нее от скуки. Тот невероятный бардак, разброд и шатания, в котором пребывает даже самая цивилизованная и технически оснащенная часть человечества, говорит прежде всего об отсутствии какого-либо плана.

Мировая экономика пикирует в клубах черного дыма, лидеры ведущих держав краснеют, заикаются и меняют показания каждый день — а то еще и сами болеют; нет, это не спланированная акция.

Да, есть стороны, которые пытаются воспользоваться ситуацией — как мародеры пользуются войной. Но положение может стать неуправляемым, и какие политические и экономические силы в нем усилятся, угадать нельзя.

***

Чума не приходит одна. Страх, недоверие, озлобленность возрождают суеверия и мракобесие.

***

Пока Путин своими действиями вызывает раздражение. Человек, который собрался править нами вечно, реагирует на тяжелейший кризис, который коснется буквально каждого в нашей стране, с запозданием и нежеланием; там, где другие лидеры обещают народу поддержку, наш пользуется этим как предлогом, чтобы сделать ярмо потяжелей, увеличив налоги; и чтобы протестировать технологии слежки.

***

Для лечения от чумы нам пропишут плетки; спасибо, что не свинца.

***

— Вирус – точка невозврата к прежней жизни?

— Конечно же нет. Даже мировые войны не были точками невозврата, и чума, опустошавшая Европу не раз и не два в средние века, не меняла человеческой природы – но давала толчок к развитию медицины и гигиены.

Человечество развивается благодаря кризисам, и нынешний, на самом деле, далеко не так страшен. Экономический ландшафт может несколько измениться, но кипучая и деятельная человеческая природа останется неизменной – и заполнит собой все вновь образовавшиеся ниши.

Меня волнует только то, что, репетируя Апокалипсис, в России заодно репетируют и цифровую диктатуру. Эти выходы в свет и походы до нужника по QR-коду, эти телефонные приложения социального мониторинга от мэрии, которые разве что анально тебя не досматривают, эта интеграция камер наблюдения с машинным обучением и с обучением у старших китайских товарищей… Это тоже все получило скачкообразное развитие – у нас.

Опять же: вирус в разных странах и обществах выявляет разное, как лакмусовая бумажка. У нас свой диагноз – социально безответственный авторитаризм. На запущенной стадии.