Беларусский протест был протестом без лидера, в этом его специфика. Т. е. Ленин на броневике или Валенса на верфи были не нужны. Условный молодой человек, вышедший за дверь своей квартиры на улицу, через час мог стать лидером. И это тоже результат способности людей принимать решения самостоятельно.
Андрей Вардомацкий: «Причины 2020-го никуда не делись. И они снова сработают»
Доктор hab.социологи профессор Андрей Вардомацкий (Беларусская Аналитическая Мастерская) сопоставляет результаты целого ряда исследований беларусского протеста-2020.
По его словам, в Беларуси выросло поколение людей, для которых характерно стремление к самореализации. Повернуть этот процесс вспять, переделать этот новый «дизайн» их сознания — невозможно.
Аналитик уверен: у каждого события существуют «макропричины», сохраняющие актуальность в течение длительного времени, и «микропричины», характерные для более коротких временных отрезков.
Самой глубинной предпосылкой событий являются качественные изменения, произошедшие в мировоззрении беларусов с 2010 по 2020 год, считает Андрей Вардомацкий. Эти изменения эмпирически фиксируют данные Всемирного исследования ценностей (World Values Survey), над которым несколько десятилетий работают социологи почти сотни стран. Собеседник «Салідарнасці» осуществлял несколько опросов на территории Беларуси.
– В иерархии ценностей беларусов наблюдается сдвиг в сторону самоактуализации, самореализации, – отмечает эксперт. – В самом низу Пирамиды потребностей Маслоу – физиологические нужды, выше следуют необходимость безопасности, любви, уважения, познавательные и эстетические запросы, а на самой вершине – самореализация, самовыражение.
Если у людей доминируют высшие потребности, то они просто не могут существовать в рамках этого политического режима.
Вот эти люди имели наибольшее количество причин действовать в 2020-м. Их уже не переделать, эта структура уже «забетонирована», она сама в исходное состояние не вернется, и давить на нее бесполезно. Можно только куда-то перемещать ее носителей.
И это говорит о том, что в подходящих обстоятельствах и при наличии триггера эти глубинные причины протеста снова сработают».
Описанная выше конечная ценностная причина имеет ряд своих суб-причин. Одна из них – изменения в образовательной системе. С 1999 по 2020 г.г. количество людей с высшим образованием в Беларуси увеличилось вдвое.
– Это уже другие граждане с совершенно иными представлениями о морали, креативности, бизнес-активности, политическом поведении, участии в принятии решений. Когда количество людей с высшим образованием пересекает 25%-ный порог, начинается всякая «антисоветчина». Это мы видели и на примере Польши, и на примере Украины, – отмечает эксперт.
За те же 20 лет структура беларусской экономики также существенно изменилась: выросла доля частных компаний, активизировался иностранный бизнес.
– Частные предприятия предполагают совсем другое поведение человека, чем государственные, – даже если он не владелец, а простой работник. Приватные компании нуждаются в большей креативности, участии в принятии решений, персональной ответственности сотрудников, – считает Вардомацкий.
Эксперт отмечает, что толчковую роль в побуждении к протесту сыграл Covid-19. Он сформировал горизонтальные связи в гуманитарной сфере, которые затем распространились на политическую. В общемировых исследованиях, которые оценивали действия правительств разных стран в условиях пандемии, руководство Беларуси лидирует по показателям «недостаточноcть реакции» и «неправдивость»: «Ковид стал для беларусов не рядовым событием, а тяжелой экзистенциальной причиной, важным мотиватором. Можно сказать, он сработал как бикфордов шнур этого «взрыва».
Примечательно, что собеседник «Салідарнасці» в 2020 году сказал, что ковид будет разлагать тогдашний социальный организм точно так же, как биологические организмы. Так оно и вышло. Это добавляет оптимизма относительно нынешних выводов Вардомацкого о причинах протеста и его перспективах.
Оцените статью
1 2 3 4 5Читайте еще
Избранное