Анаис Марен: «Репрессии продолжаются все эти три года – все под угрозой»
Что ООН может сделать для беларусов, которые остались за границей без паспорта? Специальный докладчик ООН по правам человека в Беларуси — про альтернативные документы и статус беженца.
В эфире DW Анаис Марен рассказала, что фактически указ Лукашенко, запрещающий беларусам получать паспорта за границей, привел к беспрецедентной ситуации. Это нарушение многих международных пактов.
— В Венской Конвенции есть статья 5, которая говорит о том, что выдача паспортов входит в перечень консульских функций, услуг. Юристы спорят, насколько эта Конвенция создает какие-то обязанности со стороны правительства Беларуси именно выдавать паспорта за границей своим гражданам. Не предоставляя эти услуги, Беларусь создает огромные проблемы для международного сообщества.
Польша, Литва, страны, где много беларусов, которые бежали от репрессий, готовы к этому, уверена, что будут реагировать адекватно.
Анаис Марен обращает внимание на проблему дискриминации против детей.
— Получается, что теперь они не будут зарегистрированы в консульстве. Будем обращаться к правительствам и мировому сообществу, чтобы приняли во внимание ряд проблем, которые создает этот указ.
После выхода указа я сразу же обратилась к Верховному Комиссару по правам человека, проконсультировалась с разными организациями ООН. Они сказали, что «нансенский» паспорт, к сожалению, не решение проблем, потому что международное сообщество считает, что после 2051 года, эти люди за границей будут просто беженцами, тогда на них распространяется все права и свободы, все правительства мира обязаны защищать их, несмотря на то, что у них нет паспорта или гражданства.
Спецдокладчик ООН по правам человека в Беларуси считает, что надо организовывать очень много инфокампаний для правительств стран, где находятся беларусы.
— Доказать, что вам небезопасно возвращаться в Беларусь, очень сложно, — говорит она. — Большинство людей, которые выехали за последние три года, не все под угрозой преследования, некоторые — экономические эмигранты, или находятся по студенческой визе и бизнес-визе.
Но репрессии продолжаются все эти три года, все под угрозой. Понятно, что власти хотят заставить людей вернуться на родину, потому что есть, наверное, нехватка рабочей силы.
Нужно, чтобы правительства ускорили процедуры по выдаче статуса беженца. В некоторых странах это достаточно быстро проходит, страны ЕС рассматривают это серьезно, потому что такой статус открывает возможность на «женевский паспорт». Но есть определенные страны в Евросоюзе, где процент отказов очень высокий. Это проблема, и я буду работать именно на ее решение.
Читайте еще
Избранное