Общество
Мария Ковальчук, “Завтра твоей страны”

Алиев, Рахмон и Лукашенко подходят к СМИ одинаково

Два белорусских чиновника озвучили недавно идею об усилении ответственности в белорусском сегменте Интернета — самом пока весомом источнике независимой информации в стране. Почти одновременно в польском сейме прошла конференция «Демократизация средств массовой информации в Беларуси», а в Москве — круглый стол с редакторами СМИ стран СНГ.

Корреспондент «Завтра твоей страны» выяснял, как обстоят дела со свободой СМИ на постсоветском пространстве.

Долог ли век независимой белорусской прессы?

Каждые два месяца Белорусская ассоциация журналистов публикует на своем сайте мониторинг ситуации в сфере СМИ в Беларуси. Всякий раз в документе появляются новые факты о дискриминации независимых изданий и журналистов. В последнем отчете БАЖ упоминает об уголовном преследовании заместителя главного редактора независимой газеты «Згода» Александра Сдвижкова и иске сенатора Николая Чергинца к независимому изданию «Новы час». Эти истории показательны для современной Беларуси.

Александр Сдвижков редактировал газету Белорусской социал-демократической партии Беларуси, которую возглавлял Александр Козулин — соперник Лукашенко на президентских выборах в 2006 году, осужденный на 5,5 лет тюрьмы. Газета “Згода” была закрыта в том же в 2006 году по иску Министерства информации. Причина — перепечатка некоторых «датских» карикатур на пророка Мухаммеда. Тогда же было возбуждено уголовное дело и в отношении заместителя главного редактора, а 18 января 2008 года он был приговорен к 3 годам лишения свободы за «разжигание религиозной вражды». «Датские карикатуры» на пророка Мухаммеда перепечатали газеты в 63 (!) странах мира. И только в трех — Иордании, Йемене и Беларуси — журналисты были осуждены. Но даже в мусульманских Иордании и Йемене самым жестоким стал приговор в виде года лишения свободы. В Беларуси Сдвижкова приговорили к трем годам тюрьмы, и, скорее всего, приговор бы остался в силе. Но в это время Евросоюз вел переговоры с белорусскими властями об улучшении двухсторонних отношений, и одним из условий, выдвинутых европейцами, было освобождение из белорусских тюрем политзаключенных. Верховный суд Беларуси отменил приговор районного суда в части срока наказания Сдвижкову и определил его тремя месяцами ареста: ровно столько, сколько зам. редактора «Згоды» на тот момент уже провел за решеткой.

Сенатору Николаю Чергинцу не понравилась статья в газете «Новы час» — органе неправительственного общественного объединения «Таварыства беларускай мовы». Политик обратился в суд с иском о защите чести, достоинства и деловой репутации. Подробные прецеденты уже случались в практике взаимоотношений белорусских чиновников и негосударственной прессы. «Моральный ущерб» власть предержащих стоил ряду независимых газет банкротства и закрытия. С редакции «Новы час» сенатор Чергинец потребовал 500 миллионов (почти 250 млн. долларов), от автора стать Александра Томковича, инвалида 2 группы — 100 миллионов. В ходе судебных слушаний Чергинец пересмотрел сумму моральной компенсации и потребовал с газеты уже 50 миллионов, а с журналиста один миллион. Суд полностью удовлетворил иск сенатора.

Сегодня в Беларуси зарегистрировано 1269 периодических изданий, больше половины из которых — независимые. Но только около 30 изданий носят общественно-политический характер. В некоторых регионах страны, как, например, в Гомельской области, вообще нет таких изданий. Независимые общественно-политические газеты выброшены из киосков «Белсоюзпечати» и подписного каталога, а самая массовая и влиятельная — республиканская газета «Народная Воля» вынуждена печататься за границей, в Смоленске.

Но и эти репрессии, судя по всему, неокончательны. Белорусская власть в ближайшее время, судя по всему, вплотную займется Интернетом. Буквально на днях первый заместитель министра информации страны Лилия Ананич озвучила позицию ее ведомства о регистрации всех интернет-СМИ в Беларуси и блокаде зарубежных ресурсов, которые, на ее взгляд, ставят своей целью деструктивно влиять на процессы, происходящие в Беларуси. «Есть опыт Китая, который перекрыл доступ таких сайтов на свою территорию. И, конечно же, в первую очередь необходим качественный рост национального интернет-ресурса, работающего во благо нашей страны», — заявила Лилия Ананич.

Чиновницу поддержал и Олег Пролесковский — директор Информационно-аналитического центра при Администрации президента. «На законодательном уровне нужно прежде всего усилить ответственность за распространение в Интернете информации, носящей противоправный характер, — заявил в одном из своих интервью Пролесковский. — Если на каком-то сайте появилась такая информация, ответственность за это должны нести администратор, владелец этого ресурса, а также провайдер».

Стоит отметить, что введение ответственности провайдера за информацию, размещенную на сайте, означает ничто иное, как введение цензуры.

Во время конференции "Демократизация средств массовой информации в Беларуси", которая состоялась на прошлой неделе в Варшаве с участием депутатов Совета Европы, представителей неправительственных организаций и журналистов независимых СМИ, эксперты констатировали, что государство стремится замонополизировать информационное пространство.

— Я думаю, что белорусы осознают необходимость существования более свободных и открытых СМИ, но очень трудно тамошним журналистам достичь этой цели собственными силами, — отметил, открывая конференцию, председатель комиссии Совета Европы по делам СМИ Эндрю Мэкинтош. — Помощь со стороны — это единственный способ достичь прогресса. Конечно, помощь со стороны соседних государств уже есть, хотя бы программы, транслируемые из Белостока и Вильнюса. Но самое главное — чтобы эта информация доходила туда, куда она направлена. Информационный вакуум, в котором оказалась белорусское население, — это, может быть, самая большая проблема на сегодняшний день.

Журналисты — наркоманы и гомосексуалисты

В некоторых бывших республиках Советского Союза ситуация вокруг средств массовой информации не лучше, чем в Беларуси.

В Азербайджане, где с 1993 года правит клан Алиевых — сначала отец Гейдар, а сейчас сын Ильхам — стало обычным делом уголовное преследование журналистов. Представителей независимых СМИ, которые критикуют власти или пишут о коррупции, зачастую арестовываются по делам, которые не имеют никакого отношения к журналистике. Создателя двух крупных ежедневных газет в Азербайджане Эйнуллы Фатуллаева обвинили в терроризме и приговорили к 8.5 годам тюрьмы. Не менее известных в стране журналистов Мирзу Сакита и Ганимата Захида обвинили в хранении и употреблении наркотиков и в хулиганстве. А корреспондента Бакинской газеты "Азадлыг" Агила Халилова сначала избили неизвестные, а позже журналиста обвинили в гомосексуализме. Корреспонденты еще одной популярной ежедневной газеты Яшар Агазадех и Ровзхан Кабирли были осуждены на два с половиной года тюрьмы за клевету в отношении президентского дяди Джалала Алиева, которого они обвинили в коррупции в одной из своих статей.

Полную версию статьи читайте здесь

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)