Общество

Алексиевич: «Впереди весна, она должна стать серьезным испытанием»

Лауреат Нобелевской премии Светлана Алексиевич, которая находится на лечении в Берлине, рассказала Народной воле о своем видении ситуации в Беларуси. Предлагаем избранное.

Фото Анны Артемьевой, Новая газета

Надо работать, отвоевывать то, что называется серой зоной: завоевывать людей, которые еще не выбрали, на чьей они стороне, которые пока не участвуют в политической жизни. Брать правильную интонацию, отказаться от ругательного, оскорбляющего тона. Хотя, конечно, иногда других слов не находится… Но пытаться убеждать этих людей необходимо.

Вообще, я считаю, что среди тех, кто сегодня молчит, очень много наших единомышленников. Они знают, что происходит на самом деле. Ведь по-большому счету, ябатек не так и много. И то они обычно мгновенно произрастают в среде, где побеждает насилие – тогда их количество сразу увеличивается. Но на 300-тысячный митинг ябатьки ведь не вышли, как вышли те, кто голосовал за перемены.

Сейчас власть взяла курс на насилие, даже на геноцид против честности и достоинства граждан. Диктаторской власти не нужен достойный человек. А нам сейчас очень важно сохраниться морально. Я думаю, это единственный выход из положения: надо сохранить уважение к себе. Впереди весна, она должна стать серьезным испытанием.

Если же нет, опять «уснем», и это может быть надолго… Конечно, все равно молодые люди смотрят в будущее, их собраниями не переубедишь, но мы все больше и больше теряем историческое время.

Все зависит от нас. Если нас выйдет на площадь миллион, это будет другая страна. Но выйдет ли нас миллион? Хотя если вспомнить август 2020 года… Когда в населенном пункте буквально из 50 человек выходило с флагами 25 жителей…

Но меня, конечно, потрясает, откуда столько силовиков, которые способны так калечить и унижать? Способны так беспрекословно служить? Как будто у них нет родителей, детей, жен… Как они дома разговаривают с ними после службы? А рассказ очевидцев о молодой девушке из РУВД, которая любила избивать мужчин и даже становилась красивой, когда это делала?.. Их, по-моему, даже несколько, таких девушек. Вот откуда они взялись? Загадка.

Молчание перед взрывом. Оно может быть долгим, да… Несколько лет. Ничего нельзя сегодня предугадать, как оно все будет. Единственное, я удивляюсь, как власть не понимает, что она совершает вещи, за которые все равно придется расплачиваться – рано или поздно. Другое дело, сколько сейчас семей разрушено, сколько молодых ребят вынуждены уехать, оставить родные дома. А деньги есть не у всех, и родители поддерживают далеко не всех.

И сейчас не могу представить, что мы пройдем военным путем – этого допустить нельзя. Тогда Лукашенко получит полное право разутюжить под гусеницами танков сотни студентов. Тем не менее время идеализма прошло, весна потребует от нас жесткого реализма. Нужны серьезные политики.

Я бы никогда не уехала, если бы мое здоровье было чуть крепче. Но в моих планах, конечно, стоит весеннее возвращение в Минск. И я бы хотела вернуться в новую страну. Каждый из нас сегодня должен выстоять.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.8(26)