Профсоюзы
Елена ЯКЖИК

Александр Ярошук: «Нашу организацию хотят уничтожить, но мы ее сохраним»

В воскресенье, 4 декабря, около сотни делегатов съедутся в Минск на VI съезд Белорусского конгресса демократических профсоюзов. Накануне форума корреспондент “Салідарнасці” беседует с руководителем БКДП Александром Ярошуком о прошлом, настоящем и будущем организации.

— Александр Ильич, выполнило ли руководство конгресса задачи, поставленные на предыдущем съезде?

— Одна из главных задач, которую мы тогда ставили, —позиционирование нашей организации в международном профсоюзном движении. Это у нас получилось на сто процентов. В декабре 2003 года мы стали членами Международной конфедерации свободных профсоюзов. Теперь о деятельности БКДП знают многие люди в разных странах на всех континентах. Сейчас мы являемся полноправными и активными участниками международного профсоюзного движения. Это факт признания нашей организации и на Западе, и, что чрезвычайно важно, на Востоке, в России.

Мы поставили перед собой также задачу выйти на самофинансирование. Пожалуй, сегодня мы единственная из общественных негосударственных организаций в стране, которая живет за счет собственных средств, членских взносов. И это явление нельзя недооценивать, потому что оно делает организацию прозрачной, открытой и легальной. В то же время руководство организации чувствует постоянную ответственность перед рядовыми членами, и наоборот. Кроме того, это достижение исключает любые спекуляции на тему того, что мы являемся “пятой колонной” и находимся на содержании у “западных хозяев”. Сегодня именно в самофинансировании залог того, что организация будет и дальше развиваться, опираясь, пусть на скромные, но на собственные ресурсы.

Еще одним нашим достижением стало создание женской сети. Есть перспектива создания молодежного движения. Следует отметить, что, несмотря на постоянное давление, численность членов профсоюзов, входящих в конгресс, не снизилась. Сегодня нас 10 тысяч человек. Более того, за последнее время в отдельных организациях, к примеру в Независимом профсоюзе горняков на ПО “Беларуськалий”, количество членов даже выросло. Все это говорит о том, что даже в таких неблагоприятных условиях мы способны как на качественные, так и на количественные преобразования.

— А что не удалось сделать?

— Мы не сумели наладить полноценное участие в социальном партнерстве. Так и не восстановили свой статус в качестве члена Совета по трудовым и социальным вопросам, не стали субъектами подписания Генерального соглашения на 2004-2005 годы. Понятно, что для конгресса как для организации трудящихся это было чрезвычайно важно. Руководство конгресса не снимает с себя ответственности за это.

Но нельзя забывать и о том, в каких условиях нам приходилось действовать. Это тот случай, когда было недостаточно одного нашего желания, старания и воли. Партнер в лице власти нас настойчиво не замечал. И это была осознанная, мягко выражаясь, нецивилизованная политика со стороны белорусского правительства. Именно она привела к тому, что из года в год Беларусь вносится в спецпараграф Международной организации труда.

Впредь мы будем всячески добиваться того, чтобы были устранены нарушения Конституции и Закона “О профессиональных союзах”, а конгресс стал полноправным субъектом социального партнерства.

— Существует мнение, что за эти годы профсоюзы, входящие в конгресс, стали весьма сплоченными. С чем вы это связываете?

— С одной стороны, думаю, это результат тех позитивных перемен, которые произошли внутри организации. С другой — это естественный процесс. Такой консолидации поспособствовало пребывание профсоюзов в агрессивной среде. Весьма поучительной стала для нас ситуация, когда после скандального решения Верховного суда была прекращена деятельность Белорусского профсоюза авиационных диспетчеров. Она показала, как власти к нам относятся и что они могут сделать с каждым из наших субъектов. Но она же подтвердила и то, что ради достижения своей цели нам следует бороться до конца.

— Как бы вы охарактеризовали нынешние отношения между БКДП и Белорусским профсоюзом работников радиоэлектронной промышленности?

— Мы относимся к этой организации с огромным уважением. С 2002 года мы называли профсоюз автосельхозмаша и профсоюз радиоэлектроники, а позже профсоюз работников РЭП, своими стратегическими партнерами. Этот статус, естественно, не должен подлежать какой-то ревизии. Более того, формат наших отношений должен перетекать из стратегического партнерства в стратегический  союз, объединение. Это в интересах обеих организаций. На съезд приглашены наши коллеги — председатель профсоюза работников РЭП Геннадий Федынич и его заместитель Александр Бухвостов.

— Каким вы видите будущее конгресса?

— Мы не питаем иллюзий, что оно будет простым. В последние месяцы все наши организации ощутили жесткий прессинг, подверглись тотальным проверкам. На некоторых предприятиях (Минский завод автоматических линий, РУП “Лёс” в Барани) людей не оставляли в покое ни на один день — требовали, уговаривали, шантажировали, чтобы они вышли из профсоюза. Очевидно, что цели и задачи, которые стоят перед властями и перед БКДП, — противоположные. Они желают нас уничтожить, а мы хотим сохранить организацию. И я абсолютно убежден, что конгрессу это по плечу, ведь мы объединены и организационно, и идейно, а также служим людям, на деле защищая права и интересы трудящихся.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)