Беседка
Никита Мелкозеров, Tribuna.com

Александр Глеб: «Я просто Император»

Главный футболист Беларуси поговорил с Никитой Мелкозеровым о турецких традициях, ссорах с Анатолием Капским, брате-диктаторе и разводе.

Анри, факелы, херачит

– Как вы?

– В порядке… Чтоб ты знал, читал интервью своего Малого. Потом пообещал Славику, что будет наказан, если расскажет, как я учился в школе :).

– Человеку и без того тяжело. В Жодино с деньгами беда.

– Вот это проблема. Знаешь, я ведь тоже с задержками столкнулся в Турции. Впервые в жизни! Честно, неприятно. Правда, за день до нашей с тобой встречи отдали зарплату за март-апрель. Осталось дождаться майских денег.

– Белорусский футболист впервые в жизни сталкивается с задержкой зарплаты в 33 года…

– Ну, да. Ну, а где мне могли зарплату задерживать? В Германии – нет. В Англии – нет. В Испании – тоже нет.

В Испании, кстати, зарплата только два раза в год начисляется. Летом – половина, зимой – еще половина. Я удивился. Помню, сижу в панике, думаю: «Где зарплата?» Подошел к Анри на тренировке. Друг, говорю, когда деньги будут? А Тьерри объяснил: «Спокойно, Алекс, у них тут такая традиция». Пришлось заначку доставать :).

– И как вы реагировали на задолженности?

– Знаешь, непривычно мне было. Непривычно. Никогда с таким не сталкивался. У меня-то деньги были, ситуация не казалась столь критичной. Но народ проявлял недовольство.

Когда надо было, я присоединялся, руку поднимал на собраниях. Контракты подписаны – выполняйте обязательства. Тренер все говорил: «Вы же футболисты, выходя на поле, не должны об этом думать». Ну, окей. Но семьи-то есть у каждого. Чего ж вы не говорите при подписании контрактов, что будут задержки?

В итоге вроде разрулили все проблемы. Просто предыдущий президент серьезно подставил клуб. Долги составляли около 20 миллионов. Новому президенту пришлось разбираться со штрафами, выплатами и компенсациями. Клуб рассчитался по долгам.

Говорят, в следующем году все, в принципе, будет нормально. Правда, я пока не знаю, останусь ли там.

– Что вы думаете по этому поводу?

– Что-то думаю. Много думаю. У меня контракт заканчивается. Предложения от других клубов есть. Но я тебе ничего не скажу.

Я за последние годы столько рассказывал об интересе ко мне, а ничего не срослось. «Шальке», то-се… Поэтому посмотрим. Как Бог даст. Мне просто хочется и дальше получать удовольствие от футбола.

А в последние полгода оно ко мне вернулось. Да, «Коньяспор» не команда топ-уровня, чего хотелось бы, но после белорусского футбола от турецкого я пришел в восторг.

Первый матч помню. Круто было. Тем более с «Фенербахче» играли. Вообще нереально здорово получилось. Когда БАТЭ играл в Стамбуле, стадион был дисквалифицирован. И атмосферу прочувствовать не удалось. А тут… Невероятно, здорово! Снова окунулся во все это. Вспомнил, как раньше играл, когда на стадионе собирается по 50 тысяч людей.

В Турции футбол – спорт номер один. Это очень понравилось. Перед моим первым домашним матчем едем на автобусе. Смотрю в окно – а там факелы какие-то, файеры, народу – просто море. Думал: «Что за хэ, сейчас автобус подожгут».

Но ничего не случилось. Оказывается, болелы просто растянулись метров на триста, чтобы встретить команду. Круто! И так каждый матч. Нереально.

– Объясните: заполненные трибуны действительно заставляют бежать?

– Ну конечно! Лично мне нет разницы, где играть. Дома или на выезде – все равно. Лишь бы народ был на трибунах. Когда видишь все это, становится приятно. Возбуждение такое появляется – играть сразу же хочется.

А у нас что? Выходишь из подтрибунки, сидит несколько сотен человек, и в тебя несется: «Пид###c, б##!», «Сука, б##!»  И ты только думаешь: «Куда мне бежать? Зачем мне бежать? Что это?» 

Грек, омоновец, психовал

– Вас в детстве били?

– Не, в детстве я сам дрался. Причем со всеми.

– А когда перебрались в БАТЭ?

– Вот в БАТЭ я не дрался… В БАТЭ меня били :).

Про то, как Федик мою грудную клетку на прочность проверял, я уже рассказывал. Еще Арзамасцев был такой, Мирошкин. Пацаны гоняли меня. Мирошкин на тренировках в ноги прыгал. Старики много не говорили. Бегаешь себе, а потом тебе кто-то из старших: «Все! Тебе пи##ец!» Я такой: «Мне одному?» – «И другу твоему тоже!» Ну, если не одному, то уже как-то легче :).

Но на следующую тренировку уже одеваешься, как омоновец, – по-любому в щитках выходишь. Гоняли нас. Правда, в БАТЭ при Пунтусе было здорово.

– Когда вернулись в Беларусь, воспитывали молодежь?

– Нет. Время поменялось. Это я рос, когда все дикими были. Бутсы, мячи, манишки – все носил, вопросов не задавал. А сейчас… Демократия. Малые чувствуют себя спокойно. «Что? Мячи? Не, без меня» :).

Время совсем другое. Хотя в БАТЭ нормальные малые, хорошие.

Правда, знаешь, последний год в Борисове получился тяжелым. Куча всяких собраний, штрафов…

– На самом глобальном из них вас продержали несколько часов.

– Да! Я психовал жутко. Ужасно все это. Мало того, что устали после тренировки, так еще и несколько часов ждать. Я последним шел. Все уже разъехались. Если бы Филипенко меня не подождал, я бы ночевать там остался :).

Неприятно вспоминать. Не только собрание, но и весь сезон 2013 года. Я, с одной стороны, понимаю Анатолича. Мы проиграли в Караганде, не попали в Лигу чемпионов. Но с другой стороны, это футбол. Зачем кидаться в крайности и искать виноватых? Я считаю, это неправильно.

БАТЭ – средняя европейская команда. Но этот статус не обеспечивает ее постоянным местом в групповых этапах… Ну, не получилось. Ну, не выиграли. Но это спорт. Поэтому перемещения ребят в дубль, другие меры мне были непонятны.

Правда, с Капским мы в итоге простились нормально. Хотя, честно, много было всяких выяснений отношений.

– Каких?

– И спонтанно ссорились, и на собраниях выясняли отношения. Всякое случалось. Но в рабочем режиме.

Да, главная цель командой не была достигнута. Но у всех ребят имелись контракты. И когда после невыхода в группу руководители расчехлили свою косилку и начали сокращать оклады… Я считаю, это неправильно…

Сейчас не могу себе представить ситуации, в которой БАТЭ не квалифицируется в группу… Это будет плохо. Очень плохо.  Мне так кажется. Очень хочу, чтобы у БАТЭ была еврокубковая осень.

Бабушки, прыжок кобры, расчехлять

– Пол турецких года в итоге избавили вас от белорусской депрессии?

– Ты ж видишь, у меня настроение хорошее :). Приятно очутиться в этом ажиотаже, в этой любви к футболу. Бегалось, как молодому.

– А вам недавно исполнилось 33.

– Да, уже да… И самое главное, что не ощущаю. Вот честно тебе скажу: вообще не ощущаю. Слава Богу, полгода провел без травм. В этом плане я доволен. Вот и вернулся с хорошим настроением в Беларусь. Порадоваться отпуску. 

– Сессию сдать.

– Ага.

– Как вы учитесь?

– Нормально. На красный диплом иду :). Вот с утра успел сдать «Конституционное право». На восемь. Полгода в Турции учил – выучил.

Когда окончу универ, буду юристом. Если соберешься со своей конторой судиться, знай, к кому обратиться. Только тарифы у меня будут европейские :).

– Турция стала футбольной страной совсем недавно. Что для этого нужно Беларуси?

– У нас ажиотажа нет. Там футбол – это религия. Его реально любят. Весь народ. В городах дети и бабушки говорят только о футболе.

Мне пацаны рассказывали про Трабзон. Говорят, если команда проигрывает, футболиста после матча может остановить бабушка и начать задавать вопросы: «Почему ты в том эпизоде не побежал закрывать зону? А почему ты сыграл так?»

Я жил в отеле. Начинался матч «Галатасарай» – «Фенербахче». Думаю: «Пойду на бар, посижу, посмотрю». Прихожу. Мне говорят: «Не, не здесь, надо вниз идти». А внизу – зал для пресс-конференций. Здоровый такой. Там огромный монитор. И на выходе продают билеты! В отеле! Десять долларов за футбол по монитору! И там все было забито. Все-все-все! Я тебе говорю, это невероятно.

У нас, конечно, не так. Да, есть люди, которые любят футбол. Иногда соберутся – поедут на матч. Иногда: «А… Не поеду».

В Турции же получается, что все на тебя смотрят, весь город тебя знает. У некоторых ребят это вызывает повышенное чувство ответственности. А лично мне просто становится прикольно. Это мотивирует. Прикинь, как все здорово и популярно! Потому мне и охота носиться по полю.

– И еще в подкаты идти.

– Да, конечно! Слышишь, я теперь так качусь! Самый агрессивный игрок на поле… Правда, это сложно назвать подкатом :). Это что-то среднее между прыжком кобры и полетом. Потому я всегда и получал желтые. Со стороны все выглядит очень устрашающе :). Хотя на самом деле безобидное действие. Просто подкат сзади :).

Я ж на асфальте рос. Ну, какие подкаты? Где я мог им научиться? Если бы попытался, остался бы без жопы. Всю бы стер. Поэтому катиться не умею.

– А бить?

– Умею :). Но это тайное оружие. Его надо годам к 40 расчехлять. Сейчас пока еще рано :).

В общем, я Турции благодарен за то, что привела меня в чувство. А Беларусь… А в Беларуси только-только построили хороший стадион. О чем говорить?

– То есть пока в Беларуси вас ждать не стоит?

– Не, пока не хочу. Не хочу. Я понял: когда все хорошо, хорошо будет в любом клубе. А в условиях неудач руководители разных команд ведут себя по-разному. Выйти из ситуации не всегда получается красиво. Я с этим раньше не сталкивался. Вот в прошлом году впервые. Но все равно я ни на кого зла не держу.

– Вы стали героем светской хроники.

– А, ясно.

– Что скажете?

– Ты, что, «Комсомолка»? :)

– Комсомолец.

– Мирно расстались. Мы с Настей до сих пор созваниваемся. Иногда. Честно, Настя классная. Удивительный, добрый человек. Но мы расстались. Просто расстались. Причин не хочется искать. Да и нечего искать. Тем более было много хорошего. Все нормально.

Спокойненько, диктатор, банки

– С кем вы жили в сборной?

– Один.

– Почему?

– Потому что привык. С «Арсенала» повелось. Плюсов – море. Высыпаешься нормально. Никто тебе не мешает. Не храпит. С Малым, кстати, одно время жил… Это катастрофа :).

Если когда мы ложимся спать, он что-то смотрит, проблем нет никаких. Я по чуть-чуть ухожу в сон. Спокойнейнько. А если я что-то смотрю, и в это время он собирается засыпать… «Почему шторы не завесил?!» «Почему телевизор работает?! Надень наушники!»

Надеваю. Проходит минута. «Да вообще выключи свой телевизор! Спать уже пора!» Я не выдерживаю: «Террорист ты мелкий! Все, Малый!» В ответ: «Да нормально мы живем :)» – довел старшего и улыбается.

Диктатор. «Ты телефон выключил?» Говорю: «На вибрацию поставил». – «Выключи!» – «Ты дебил, а если мне кто-то звонить будет?» – «Выключи, я спать хочу!» Никакой свободы :). 

– Видите, к брату вернулись. Как он без денег?

– Говорит, народ злится. Я согласен: это неправильно. Поэтому когда ты меня спрашиваешь о белорусском футболе, что я могу ответить? Какой белорусский футбол, когда копейки отдают с задержками.

В моем понимании наш чемпионат должен разыгрываться между БАТЭ, «Динамо» и «Шахтером», командами, у которых все так, как надо в плане стабильности. Катком должны по всем проходиться и заканчивать сезон с отрывом в 20 очков от преследователей. А так… Я понимаю, почему безденежные команды не дают результата.

– А какое у вас отношение к деньгам?

– Нормальное. Абсолютно. Я спокоен. Есть в кармане на «покушать», я счастлив.

– Вы возглавили прошлогодний рейтинг зарплат высшей лиги с месячным окладом в 130 тысяч долларов.

– Моя самая маленькая зарплата в карьере, если не считать ее старта.

– А самую большую где получали?

– В «Барселоне».    

– Сколько?

– Ты, что сумасшедший? :). Не скажу я тебе. Когда карьеру закончу, расскажу.

– Объясните, а что можно делать хотя бы на 130 тысяч в месяц?

– В банки их складывать :). Понимаешь, я довольно просто к себе отношусь. Но себя ценю. Думаю, есть за что.

Тому же БАТЭ, пусть некоторые люди и считают, что я стал клубу слишком дорого, мною была оказана помощь. Мы вышли в группу Лиги чемпионов в 2012-м. Клуб заработал намного больше, чем потратил в итоге на мою зарплату.

– Как на вас в Минске реагируют люди?

– Понятно, что замечают. Но делают вид такой типа: «А, ну прошел и прошел. Ладно».

Пойми, честно, мне внимание не обязательно. Я спокойно ко всему этому отношусь. Просто понимаю, что Минск в футбольном плане – это даже не Конья, где тобой постоянно искренне интересуются.

– Вас часто называют звездой или легендой белорусского футбола…

– Называют и называют, но звезда на небе. А легенда – это Домрачева… А я просто Император :). Ну, меня так фанаты в Турции называют. Кличка. Серьезно :). Мне приятно.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)