Диаспоры

Ирина Филипова

Активистка белорусской диаспоры: «Некоторые прилетают с одним рюкзаком — ни вещей, ни денег»

По последним подсчетам только в столице Аджарии — Батуми — находится около пяти тысяч белорусов. «Салідарнасць» выясняла, как все начиналось больше года назад, что их объединяет сегодня и, в целом, как живут белорусы в Грузии.

— Эти браслеты нам передали в Грузию ребята из Symbal.by. Это кусочек нашей родины, они очень дороги для нас, — показывает браслет на руке белоруска Наталья Милевская.

Собеседница — член Совета Белорусской диаспоры в Аджарии. Организация получила официальный статус совсем недавно и в настоящее время продолжается процесс регистрации членов.

— Все, что произошло в Беларуси в прошлом году, — это страшно. В тот момент я как раз находилась в Грузии. Конечно, была надежда, что выборы пройдут и власть сменится. Мы ожидали, что Лукашенко может пойти на многое, но того, что произошло и продолжается, не ожидал никто.

Мы все-таки надеялись, что он не выставит войска против людей. И главное, что те не начнут бить и стрелять в свой народ, — говорит Наталья.

В Грузии избирательный участок для белорусов находился в посольстве в Тбилиси.

— Там также были независимые наблюдатели и волонтеры, которые альтернативно подсчитывали голоса. На самом участке, как и в Беларуси, запрещали снимать. Избирателей пропускали медленно, в общем, пытались всячески препятствовать. Но протокол вывесили с оглушительной победой Светланы Тихановской.

Я уже не помню точно, но разница по голосам была впечатляющая в ее пользу. За Лукашенко проголосовали всего несколько человек и единицы — против всех. Однако то, какой протокол и какие цифры в итоге пошли в белорусский избирком, мы не знаем.

В отличие от жителей Беларуси, у нас в тот день был интернет, мы все видели и звонили домой, чтобы рассказать близким о том, что происходит, — вспоминает собеседница «Салiдарнасцi».

Акция в Батуми, август-2020. Все фото из архива героини материала

Еще весной прошлого года в Батуми, да и во всей Грузии было очень мало белорусов. Однако уже летом 2020-го их количество начало увеличиваться.

— Первый митинг в Батуми состоялся через несколько дней после выборов. К моему удивлению, на него пришло более пятидесяти человек. Тогда нас поддержали сами грузины, вышли русские и украинцы. В Тбилиси проходили более массовые митинги. Там под белорусским посольством они не прекращались всю зиму.

Здесь в Аджарии после объявления жесткого локдауна нельзя было собираться. Весной, как только сняли ряд ограничений, мы снова вышли. Это был «Чернобыльский шлях» в апреле — и нас с плакатами напротив Дома правительства собралось всего пятеро.

К нам подошли ребята из службы безопасности Грузии, их здание по-соседству. Они поинтересовались, почему мы тут стоим. Мы объяснили, что это грустная дата для Беларуси, и они выразили нам сочувствие.

На следующий митинг через две недели собралось уже 75 человек. На тот момент из Минска в Батуми полетели самолеты. С тех пор мы стали собираться каждую неделю. Людей все больше с каждом разом. Во время международной недели культуры Беларуси нас было 250 человек.

Акция белорусов в Батуми в августе 2021 года

Такой же массовый митинг мы провели 9 августа 2021 года. Этот день, с одной стороны, для нас кровавая годовщина, с другой, наверное, эту дату можно назвать началом возрождения нации, началом перемен, — рассуждает Наталья.

Белорусы в Грузии не просто сопереживают тем, кто остался на родине. Своим долгом они считают доносить правду, потому что так можно повлиять на принятие важных политических решений.

— Грузия очень хорошо нас встретила, они очень гостеприимно и с пониманием к нам относятся. Но, к сожалению, вышло соглашение между КГБ Беларуси и СБГ Грузии. Конечно, вторые называют его формальным, но мы считаем, что никаких соглашений на официальном уровне с нынешней властью Беларуси быть не может.

Мы пытаемся привлечь к этому внимание. Грузия держит нейтральную позицию по отношению к Лукашенко. Официально тут не заявили о его непризнании, хотя реальное положение дел в Беларуси понимает большинство политиков.

Мы выступили против принятия соглашения между спецслужбами у Дома правительства и у здания СБГ Аджарии. В этих митингах нас поддерживали наши друзья — местные лидеры нескольких оппозиционных партий Грузии.

Также, услышав о возможном приезде Ермошиной и других членов белорусского ЦИК, мы пошли к аджарскому избиркому. Причем, о самой новости мы узнали от грузинского ЦИК – они первыми увидели Ермошину в списках и выразили свое возмущение.  

Во время первых митингов к нам часто подходили местные грузины, они не понимали, что происходит и зачем мы собираемся. И тогда мы стали раздавать листовки, где на грузинском языке была описана ситуация, приведены цифры репрессированных, политзаключенных и убитых.

Мы раздавали их и полицейским. И уже через месяц было видно, что реакция людей изменилась.

Первое время, когда мы приглашали местные СМИ, телевизионные каналы, они относились к нам довольно скептически. Теперь они с нами сотрудничают.

Мы проводим беседы и среди политиков, несколько раз организовывали мероприятия, на которые приглашали местных руководителей партий. Мы показываем им разные материалы, видео, предоставляем всю информацию.

И сегодня со стороны многих политиков мы видим не только сочувствие, но и желание помочь. Они помогают нам с консультациями специалистов, продвигают в СМИ, оказывают другую помощь, приходят на митинги, — делится результатами работы диаспоры местная активистка.

В этом году 30 марта в Батуми прилетел первый самолет из Минска.  С тех пор белорусы продолжают лететь в Грузию — потоком. Особенно их количество увеличилось после скандала с Ryanair в Беларуси.

— Есть, конечно, люди, которые планировали переезд, но большинство (особенно в последнее время) — это те, у кого на сборы было пару часов, в лучшем случае. Есть такие, кто уже из аэропорта звонил родным и просил привезти паспорт. Некоторые прилетают с одним рюкзаком, у них нет ни вещей, ни денег. Они просто бегут, — говорит собеседница «Салiдарнасцi».

После событий прошлого года солидарность белорусов по всему миру приобрела особую силу и особое значение. Вновь прибывшим в Грузию стараются помочь всем, чем могут:

— Недавно здесь семья белорусов заболела COVID-19, а мужчина попал в реанимацию, у него было очень тяжелое состояние. Ему нужен был специальный кислородный аппарат, которых в больницах не хватает. Аппарат стоит более 800 долларов. Белорусы собрали эту сумму буквально за двое суток. Сейчас человек идет на поправку.

Мы помогаем подыскать жилье, по возможности помогаем с детскими садами и школами. Планируем даже сами открыть свой садик для белорусских детей.

Что касается занятости, надо понимать, что основная масса приехавших — это представители активной интеллигенции, образованные люди: айтишники, врачи, бизнесмены, активисты каких-то сообществ. Большинство из них приезжают уже с работой на удаленке. Остальным тоже пытаемся помочь.

В любом случае, белорусы — не те люди, кто будет сидеть без дела. Грузия не может не оценить наших земляков, которые открывают здесь кафе, строительные компании, юридические конторы и другие предприятия и организации.  

Но стоит отметить, что большинство приезжают в состоянии стресса. Для того, чтобы им помочь, мы тесно работаем с кризисными психологами. Их могут посетить все, кому необходима помощь, — говорит Наталья.   

Несмотря на причины переезда, испытания, которые пришлось пережить многим на родине, и гостеприимство чужой страны, абсолютное большинство наших земляков готовы вернуться в новую Беларусь:

— На Купалье мы плели веночки, как и многие белорусы в этот день. Надо было видеть, с какой надеждой и болью девчата и даже ребята плели эти венки, и как они загадывали потом желание.

На Купалье белорусы в Батуми загадали желание вернуться домой

Недавно корреспонденты ВВС брали интервью у белорусов в Батуми. Спрашивали, почему никто из нас не оформляет статус беженца. Мы не просим этот статус по одной причине — большинство надеется вернуться в Беларусь. В ближайшее время. Мы все безумно любим свою страну, — с надеждой подытоживает Наталья.