Экономика

Африканская мечта белорусских властей

Старший исследователь Центра новых идей Павел Мацукевич – о сотрудничестве Беларуси и Зимбабве.

Фото «Гомсельмаш»

– Лукашенко поздравил президента Зимбабве Эммерсона Мнангагву с Днем Независимости (отмечается 18 апреля), и это повод вспомнить об африканской мечте официального Минска, – пишет Мацукевич. – Бодрый тон и содержание поздравительного послания просвечивают сохранность «торгово-экономических» надежд у белорусских властей на эту страну. 

Зимбабве устойчиво ассоциируется с фамилией Виктора Шеймана, хотя ничего зимбабвийского в ней нет. Одно время Шейман был частым гостем на континенте, и эти визиты давали обильный обед спекуляциям о теневом бизнесе окружения Лукашенко и его самого в Африке. Связь сына Шеймана с добычей золота в Зимбабве прибавила основательности этим подозрениям.

Теоретически для реализации интересов в Зимбабве и вообще в Африке у Беларуси нет достаточных финансовых возможностей — пропуск в мир концессий на разработку месторождений требует валютных инвестиций, а серьезные поставки техники — экспортной поддержки. Те скромные возможности, которые, может быть, у Беларуси и были, санкции педантично добривают под ноль.

До конца этого года в Зимбабве должно открыться посольство. Решение об этом принималось в те дни, когда закрывалось посольство в Канаде как недружественной режиму Лукашенко стране. Поэтому сравнений мне снова не избежать, а для их старта перефразируя дедушку Крылова: «Ай, Моська (Зимбабве)! Знать она сильна, что заменила нам Слона (Канаду)!»

В оправдание своей не совсем корректной аналогии приведу лишь один факт: ВВП Канады — 1,6 трлн долларов, а ВВП Зимбабве — всего 16,7 млрд.

В 2021 году белорусский экспорт товаров в обе страны показал одинаковый результат — 16,4 млн долларов. Разница в том, что политический диалог с Зимбабве вроде как цветет и пахнет, а с Канадой — вымер после августа 2020-го.

Тем не менее, Канада дала Беларуси в 2021 году еще 33 млн экспорта услуг. По Зимбабве данных нет, скорее всего, потому что белорусские услуги в эту страну не продавались.

Начало 2022-го (январь-февраль) выдалось для белорусского экспорта следующим: в Зимбабве — 7,1 млн, в Канаду — 4,4 млн долларов.

Как видим, зимбабвийцы повели в счете. Делаем ставки на итоги года:)

За отношения с Зимбабве отвечает наше посольство в ЮАР. Помимо этих двух стран наш посол аккредитован еще в трех — Мозамбике, Намибии и Анголе. Итого — пять стран на одно посольство. Не уверен, есть ли у нас там такое количество дипломатов.

Это, кстати, достаточно типичная картина дипломатического представительства Беларуси за рубежом, особенно в государствах дальней дуги, когда полтора дипломата отвечают за кучу стран.

В этом смысле решение об открытии дополнительной точки — посольства в Зимбабве выглядит оправданным, но возникает другой вопрос — почему именно в Зимбабве?

Из пятерки стран (ЮАР, Ангола, Намибия, Мозамбик и Зимбабве) самый большой экспорт у Беларуси в Анголу — 88 млн долларов (2021). На втором месте Намибия — 67 млн, Зимбабве — лишь на четвертом.

То есть, дело тут не в экспорте, ну или не только в нем.