Филин

Виктория Прокопович

«Абсурда нас еще ждет немало. Когда за сотню перевалит, предлагаю составить хит-парад самых смешных, гротескных и безумных идей»

Эксперт — о перспективах «производственного коворкинга» под Воложином.

В районе деревни Капустино Воложинского района строят производственную площадку по типу коворкинга. Там, как рассказала в эфире телеканала СТВ зампредседателя комитета экономики Минского облисполкома Валентина Осадчик, будет вся инженерная инфраструктура для работы малого бизнеса.

По словам чиновницы, работать на площадке смогут самые разные субъекты малого бизнеса — как те, кто занимается сборкой металлоконструкций, так и, например, владельцы швейной мастерской.

Районные власти обсуждали с бизнесменами пилотный проект многофункционального производственно-складского помещения со встроенным административно-бытовым корпусом еще зимой, обещая помещения в аренду всего по 18 рублей за квадратный метр. Однако о большом наплыве желающих попасть в бизнес-инкубатор пока ничего не слышно, хотя объект планируют сдать уже в июле.

Фото: valozhin.by

Напомним, ранее о проекте, призванном «повышать инвестиционную привлекательность и создавать комфортные условия для бизнеса» — деревне для IT-шников — сообщали в Жабинковском райисполкоме.

Почему власти стремятся искусственно закрепить бизнес в регионах, называя это «сельским предпринимательством», и насколько жизнеспособна такая идея, Филин обсудил с экспертами.

«В Беларуси сегодня предприниматель — абсолютно незащищенный человек»

— Причина на поверхности: Лукашенко приказал сделать в каждом районе по новому современному производству, целую программу «Один район — один проект» создали под это, — напоминает экономист Ярослав Романчук. — Вот собралось районное начальство и думает: под что не стыдно просить деньги, осваивать их и «распиливать»? Слово «коворкинг» выучили, «предпринимательство», «местное экономическое развитие», вот и предложили какие-нибудь ушлые консультанты и убедили, что коворкинг — это классная идея.

Поэтому такого рода абсурда нас еще ждет немало — когда за сотню перевалит, предлагаю составить хит-парад самых смешных, гротескных и безумных идей местного начальства. Ведь в каждом районе есть свой инновационный фонд, каждый отчитывается по формальным показателям перед Минфином, а просто деревья посадить или плитку положить — банально и неинтересно, вот и изгаляются, кто во что горазд.

Нового в «пилотном проекте» Воложинского района, подчеркивает экономист, нет и в помине. Зато словесная эквилибристика о бизнес-инкубаторе позволяет местным властям минимизировать риски при освоении бюджетных денег.

— Толкового из этого, на мой взгляд, ничего не получится, ожидать бума в Воложинском, Жабинковском или любом другом районе уж точно не приходится, — констатирует эксперт.

Очереди желающих занять производственные помещения, по мнению Ярослава Романчука, не будет: «В Беларуси сегодня предприниматель — это абсолютно незащищенный человек, у которого нет прав собственности, которого называют «вшивой блохой», а как только он начинает говорить или делать что-то не так, ему дают по шапке и могут забрать бизнес».

Экономист приводит показательный случай: частник вложил в проект по возобновляемой энергии $170 миллионов, «Могилевэнерго» купил электричество — а потом пришла прокуратура и «отжала» у компании вырученные средства, к тому же иностранному собственнику запретили распоряжаться акциями без согласования с белорусским правительством.

В контексте подобной, де-факто, национализации, рассчитывать на наплыв бизнесменов, которые поедут в район открывать швейные цеха или другие производства, не с чего. Нет ни одного фактора, который обеспечивал бы какое-то развитие подобного проекта.

Впрочем, полагает экономист, местные власти смогут обеспечить «картинку», заманив на льготных условиях в открывающийся проект своих знакомых или приближенные к районной администрации бизнесы. Действовать при этом будут по принципу индустриального парка «Великий камень»: не важно, какую прибыль приносят и сколько налогов платят его участники, а важно, сколько зарегистрировано субъектов.

— Подмена KPI (ключевых показателей эффективности — Ф.) и есть суть белорусской системы очковтирательства, — резюмирует экономист. — Потому ожидать, что в подобные схемы добровольно придут независимые от государства бизнесы с деньгами, с современными технологиями — забудь, всяк сюда входящий.

Помнится, ОАО «Сукно» и «Камволь» обещали в сотрудничестве с некой турецкой компанией выйти на европейский рынок и завалить его тканями — но уже несколько лет не слышно ни про турков, ни про ткани. Думаю, до следующего раунда освоения ресурсов.