Филин

Юлия Кот

«Абсолютно глупый и ненужный элемент». Какие выводы можно сделать из истории с дружинниками в Житковичском районе

Представители BELPOL в комментарии Филину — о закрытии добровольных дружин в Житковичском районе.

44 добровольные дружины были зарегистрированы в Житковичском районе Гомельской области на начало 2024 года. Задача перед ними стояла несложная и понятная: содействовать «обеспечению общественного порядка, пресечению хулиганских проявлений в общественных местах».

Но что-то очевидно пошло не так, и вместо того, чтобы снизиться, количество таких преступлений в районе немного выросло.

Делом заинтересовалась прокуратура, провела проверку — и обнаружила любопытные вещи. Списки участников в большинстве оказались недействительными: где-то в них числились уже уволенные работники организаций, а в районном штабе «заседали» председатели несуществующих сельисполкомов.

К тому же сотрудники ОВД манкировали своими обязанностями и не обучали добровольных помощников как следует, иногда удостоверения и нарукавные повязки дружинникам не выдавались, на дежурства ходили не все. А в Турове среди «участников охраны правопорядка» и вовсе оказались люди, понесшие в прошлом административную или даже уголовную ответственность как раз за хулиганство.

В итоге 17 дружин закрыли, в остальных, как смогли, дело исправили. В целом прокуратура отреагировала на происходящее довольно мягко, назвав это «упущениями». В самом деле, привлечь дебоширов к охране общественного порядка — разве это проступок, это вам не «экстремиста» с лайками в соцсетях на работу принять.

Впрочем, Филин все же попробовал с помощью представителей BELPOL разобраться, насколько симптоматичен этот случай и приносит ли возрожденная практика «добровольных народных дружин» пользу.

— Приписывание «мертвых душ», проведение мероприятий только на бумаге, привлечение к дежурствам ранее судимых за хулиганство — это частный случай и халатность на местах, или такая практика существует во многих местах, из соображений, что всех не проверят?

—  В данном случае можно усмотреть признаки состава преступления, особенно если речь идет о деяниях должностного лица. Это ни в коей мере не халатность — это своего рода защитная реакция на бестолковые требования и распоряжения. Если говорить простым языком — это очередная ненужная и бестолковая обязанность (с обязательным для выполнения алгоритмом и  отчетами за проделанную работу под угрозой «жэсточайшэй» расправы), насильно внедренная «мудрым» вышестоящим руководством.

Вероятнее всего, подобная ситуация не единичный случай.

Просто кто-то более тщательно подходит к маскировке «липы» или еще не дошло до проведения доскональной проверки. Уверены, если такую провести, то численность «провинившихся» будет исчисляться десятками.

— Вообще «народный дружинник» воспринимается, как что-то из фильмов Гайдая, такой привет из СССР. Раньше беларусские власти часто использовали таких помощников для обеспечения общественного порядка, или возродили дружинников не так давно?

— Институт «ДД» (добровольных дружин) вернулся из советского наследия относительно не так давно (чтобы не ошибиться, примерно начало 2000-х годов, возможно, и позже — 2005-2007). Принцип был тем же, что в СССР, но желающих было не много.

Внедрялся институт в основном через патрульно-постовую службу: то есть, состав патрульного наряда в соответствии с графиками дополнялся «дружинниками».

Можно смело сказать, что это больше иллюзия и фарс, никому не нужный. Одним из плюсов (кстати, иногда и минусов) присутствия «помощника» можно назвать наличие дополнительного свидетеля на дежурстве.

Но в настоящее время это абсолютно глупый и ненужный элемент, используемый в охране общественного порядка, особенно учитывая век современных технологий, искусственного интеллекта и т.д.

— Судя по закону «Об участии граждан в охране правопорядка», добровольные дружины создаются местными органами власти и как бы существуют параллельно, «содействуют» милиции. Но при этом их участники имеют какую-никакую власть, в том числе могут применять физическую силу, использовать транспорт организаций и граждан и так далее. И тут есть риски  злоупотребления такой маленькой властью. На практике от дружинников больше пользы или вреда?

—  Тяжело выполнять профессионально задачи, стоящие перед МВД, простым людям, которые понятия не имеют о тонкостях и нюансах данных процессов.

Представьте банальную ситуацию: обычный работяга любого предприятия, который мастерски выполняет свою работу, – и его наделяют дополнительной общественной нагрузкой со всеми вытекающими последствиями.  

То есть, работяга в свободное время не идет к семье, к друзьям, развлекаться, решать необходимые личные или иные задачи, — а нагружен, скажем прямо, какой-то фигней, в которой ничего не понимает. А вдруг нештатная ситуация, которая может представлять угрозу жизни или здоровью как самого «помощника», так и его «старших товарищей»?

Значит, нужно выделять дополнительные ресурсы на подготовку, обеспечение, обучение гражданских людей… И как водится в госсекторе у верных исполнителей режима Лукашенко, в каждой работе надо достичь определенных цифр и показателей, дать соответствующий отчет.

Причем отчеты идут как со стороны милиции, которой «жизненно необходимо» привлекать к охране правопорядка ДД, так и со стороны самих «инициативных» организаторов.

Таким образом, подытоживают собеседники «Филина», обстоятельства накапливаются, как снежный ком, а итог — примерно то, что прокуратура «выявила» в Житковичском районе.

— Странно, что поздновато дошли руки до всего имеющей дело прокуратуры (в действительности там такая же ситуация, ведь устанавливать виновных в падеже скота и считать коров — тоже весело).

Ведь институт «добровольных дружин» — это, наверное, очень важный жизненный аспект современной развивающейся страны, требующий стольких усилий, — с иронией отмечают представители BELPOL. — Ну, а с другой стороны — это же не соблюсти и проверить законность при избиениях людей и фальсификации результатов выборов. Очень удобная позиция.

Что касается злоупотреблений со стороны дружинников — в BELPOL считают такой сценарий маловероятным:

Наделение дружинников дополнительными правами — очередная уловка режима. Таким образом его холуи выполняют поставленную перед ними задачу и формально на «законных основаниях» смогут использовать «мощнейший» потенциал так называемых дружин при охране общественного порядка (а если посмотреть глубже — при повторении событий 2020 года). Это очередной запасной вариант для Лукашенко.

— Вариант злоупотреблений властью со стороны «дружинников» маловероятен еще и потому, что самостоятельно они не в состоянии «патрулировать» улицы, всегда рядом надсмотрщик. Причем таковым в какой-то мере (якобы общественный контроль) являются и сами дружинники для милиционеров.

Однако повторимся: институт добровольных дружин — это абсолютно мертвый и ненужный придаток, рудимент системы, если угодно. А ситуация в Житковичах показала, как на самом деле подходят к данной теме исполнители. Это никому не надо и лишняя головная боль — как для лошади свадьба...