Комментарии
Ирина Петровская, Новая газета

…А товарищ Берия вновь вошел в доверие

Шизофреническая программная политика тв не дает составить определенное представление о «забытых вождях».

Даже анонсы изумительного цикла «Страна Советов. Забытые вожди», который по воскресеньям демонстрирует Первый канал, звучат как песнь песен. «На протяжении последних десятилетий в официальной историографии Лаврентий Берия представал как одна из самых мрачных фигур за всю историю России. Его знают лишь как главу НКВД и организатора репрессий, хотя при нем размах репрессий существенно снизился. Как хозяйственник, экономист и даже строитель Берия практически неизвестен, хотя это были основные сферы его деятельности». И вот отшумели первые вожди (Берия, Дзержинский, Молотов), на подходе Буденный со Ждановым, а скоро былинники речистые с Первого канала поведут рассказ про следующих позабытых-позаброшенных — Климе Ворошилова и Викторе Абакумове.

Кадр серии «Дзержинский» / Первый канал

— В их честь называли города, улицы и горные вершины, но они не могли знать, что спустя годы их биографии подвергнутся тщательной редактуре, а все достижения предадутся забвению. Клим Ворошилов — один из героев Гражданской войны, соратник Сталина в годы строительства новых Вооруженных сил СССР, народный герой, легенда Красной армии… Виктор Абакумов. Создатель легендарного СМЕРШа, герой Великой Отечественной войны, сумевший победить мощную разведку тех лет — немецкий абвер.

В общем, Лаврентий Палыч Берия вновь вошел в доверие, и с нами Ворошилов, первый красный офицер, сумеем постоять за эсэсэр.

Продвинутая публика в интернете изумляется и негодует: что это? зачем? кому нужно? Не слишком продвинутая приобретает новые знания — «да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя».

Меж тем шизофреническая программная политика не дает зрителям составить какое-то определенное представление о «забытых вождях» и славной эпохе. И те же самые подчиненные легендарного Абакумова вдруг оказываются натуральными злодеями в сериале «Петр Лещенко. Все, что было» — на том же Первом канале.

А Иван Ургант в рамках промокампании предыдущего сериала «Власик. Тень Сталина», посвященного драматической судьбе начальника личной охраны вождя народов, мило обстебывает трагические реалии прошедшей эпохи.

«Вот как выглядела бы программа «Вечерний Ургант», если бы ее снимали в 1937 году», — анонсирует он показ шутливого ролика. В кадре черно-белая заставка «Товарищ Ургант», стилизованная под популярные некогда «Новости дня», демонстрируемые в кинотеатрах перед началом художественных фильмов. За столом — черно-белый Ургант. На гостевом диване — аршин проглотившие рабочий и колхозница. Не успевает Ургант объявить начало передачи, как за спиной у него появляются чекисты в кожаных плащах, и уводят ведущего с собой. Но у нас, как известно, незаменимых нет, посему место ведущего тут же занимает его «подельник» Дмитрий Хрусталев, весело улыбаясь и представляя очередную рубрику программы «Хорошо-то как!».

Забавно. Остроумно. Смело. Пожалуй, еще никто по поводу событий страшных лет России так искрометно не шутил.

А Ивану Урганту и сам черт не брат. В интерьере сталинского кабинета и под присмотром, кажется, все того же верного Власика, он учит товарища Сталина готовить. «Товарищ Сталин, — заявляет со всей прямотой, — а ваш чахохбили-то так себе». Условный Власик напрягается, кажется, еще мгновение, и наглеца потащат в кутузку. Но толерантный «отец народов», ничуть не обижаясь, с готовностью записывает рецепт чахохбили от своего дерзкого молодого наставника, добавляя к ингредиентам перчику от себя. «Люблю вас, товарищ Сталин», — улыбается искусный кулинар, признавая мудрость вождя.

Теперь это, наверное, называется политической сатирой. Эдакое подмигивание тем, кто понимает: «Нет, ребята, мы-то свои и даже вот в ночи чуть ли не открытым текстом говорим, как мы на самом деле относимся к этим забытым, прости господи, вождям». Но в ночи. И только для тех, кто понимает.

На прошлой неделе своего молодого коллегу Ивана Андреевича позвал к себе в программу Владимир Владимирович. Без всякого информационного повода — просто потому что за восемь лет, прошедшие после предыдущего визита Урганта к Познеру, слава первого достигла невиданных масштабов, и он, по мнению Познера, стал самым популярным человеком на нашем ТВ.

После долгого обмена любезностями: «Ну что вы, Владимир Владимирович, я бы назвал себя известным». — «Но вас очень любят». — «Владимир Владимирович, вы мой камертон, я учусь у моих коллег, куда более ярких и популярных, чем я, где-то на вашем уровне» — Познер, влюбленно глядя на своего собеседника, все-таки попытался задать ему и более серьезные вопросы. В том числе про политическую сатиру и про то, что даже юмористические программы, по мнению аналитиков, сегодня обслуживают власть.

И милейший Иван Андреевич с самым серьезным видом признал: «Да, мы тайная миссия Путина. При участии Путина наша программа создавалась. Перед началом записи мы поем песню «Владимир, Владимир, спасибо за все» и идем работать, а заходя в студию, я трижды кричу «Будь проклята Америка».

Камера при этом показывала крупным планом смеющиеся глаза Познера, чтобы никто, не приведи господи, не усомнился в том, что Иван Андреевич привычно «гонит пургу», в чем ему, действительно, нет равных.

А потом Ургант признался, что ему кажется неправильным остро шутить на политические темы и задавать остро-актуальные вопросы гостям студии: «Зачем ставить людей в неловкое положение? Мне самому становится неловко — даже если передо мной отъявленный…»

Закрытую же программу «Куклы» он помнит, но она, считает нынешний лидер юмористического жанра, была слишком болезненной, слишком сатирической и издевательской, так что и смеяться-то не хотелось.

Зато теперь — обхохочешься. При этом — без всякого неудобства для приходящих в «Вечерний Ургант» гостей. Вполне себе диетическое блюдо с небольшим добавлением перчика для гурманов.

Мастером добавить остроты в пресное блюдо по праву можно считать и самого Познера. После вполне себе постных разговоров с гостями он в своих «прощалках» отчаянно смел: то говорит, в бога не верю — сообщите, пожалуйста, президент, патриарх и Конституционный суд, означает ли сие, что меня могут осудить и посадить? А то возмущается деяниями трусливых мерзавцев, обливающих оппозиционных политиков и журналистов разными жидкостями. Долго ли власть будет допускать такого рода «мелкое хулиганство» и, может быть, пора этим заняться? Спокойной ночи и удачи. В остальное эфирное время слушайте песню «Валенки».

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)