«59 год до нашей эры римские шутники придумали называть годом консульства Юлия и Цезаря»

История о том, как быстро заканчивается власть после того, как закончилось уважение.

— Во времена Республики римляне очень боялись, чтобы какой-нибудь нехороший человек не захватил власть. (Как оказалось совершенно не напрасно), — пишет телеграм-канал Письма к дочери.

Поэтому на высшую государственную должность консула они избирали не одного, а сразу двух человек с абсолютно одинаковыми полномочиями. Рассчитывая, что если один консул захочет воспользоваться этими полномочиями не по прямому назначению, то другой ему помешает.

Иногда консулы между собой сотрудничали, иногда соперничали, а иногда случалось так, что они смертельно враждовали.  Именно так было во время первого консульства Гая Юлия Цезаря, когда его коллегой избрали Марка Кальпурния Бибула. Потому что Бибул был не просто политическим соперником Цезаря. Он был его личным и непримиримым врагом.

Смыслом жизни Бибула на консульском посту стало противодействие всем инициативам Цезаря. Если Цезарь собирал заседание сената, то Бибул его отменял. Если Цезарь предлагал принять какой-то закон, то Бибул налагал на этот закон вето.

Если Цезарь говорил, что на улице прекрасная погода, то Бибул тут же заявлял, что хуже погоды в своей жизни он не видел и что по этой причине небесные знамения для государственной деятельности исключительно неблагоприятны.

В общем, вся работа Цезаря была парализована, а его карьера грозила завершиться совершенно бесславно. Никто ведь не выбрал бы во второй раз в консулы человека, который не сумел сделать ничего полезного во время своего первого консульства.

Так продолжалось пару месяцев, пока Цезарь не предложил принять аграрный закон. По этому закону государство должно было за счет военной добычи выкупать землю и раздавать ее малоимущим граждан. И, конечно, малоимущим гражданам очень нравилась идея этого закона и очень не нравился Бибул, который выступал против.

Вот в день, когда Цезарь назначил очередное обсуждение, Бибул по привычке отправился в собрание сената, чтобы это собрание распустить. И надо же было так случиться, что по дороге ему встретилась большая толпа неравнодушных граждан.

И один из этих граждан вдруг взял и вывалил на голову Бибула корзину с навозом. Поскольку отправиться в таком скандальном виде в сенат консул не мог, он вернулся домой и закон был благополучно принят.

На следующий день Бибул потребовал от сената отменить голосование из-за нарушения процедуры. И тут обнаружилось, что даже его политические союзники не хотят иметь с ним ничего общего.

Под самыми нелепыми предлогами коллегия избегали встреч с человеком, репутация которого была публично запятнана таким буквальным образом. Когда Бибул приходил в сенат, его никто не слушал. Если он пытался выступать перед народом, над ним просто смеялись.

В конце концов, обиженный на всех, не в силах сносить насмешки, Бибул заперся в доме и вообще не выходил из него до самого конца консульства. Оставшуюся часть года Цезарь правил фактически единолично и делал все, что хотел.

В Риме годы было принято называть именами правивших в этот год консулов. Если человек говорил, что родился в консульство Лициния Лукулла и Аврелия Котты, то все сразу знали, когда случилось это счастливое событие.

Так 59 год до нашей эры римские шутники придумали называть не годом консульства Цезаря и Бибула, а годом консульства Юлия и Цезаря. Говорили, что в год консульства Цезаря случилось многое, а в год консульства Бибула вообще ничего не случилось.