Общество
Алена Антонова, Салiдарнасць

5 фактов из жизни Михаила Маринича

«Салідарнасць» полистала биографию ушедшего из жизни бывшего политзаключенного, посла и министра.

Михаил Маринич умер 17 октября в возрасте 74 лет.

Баллотировался в президенты

О причинах, побудивших его участвовать в президентских выборах в 2001-м, Михаил Маринич рассказывал в интервью «Народной воле».

– Многие до сих пор не могут понять, зачем вы пошли на президентские выборы в 2001 году. Была ведь абсолютно сытая, спокойная номенклатурная жизнь, никто не собирался вас трогать. Кроме того, вы – человек системы – не могли не знать, чем все может закончиться. Сидели бы себе тихо в Латвии послом...

– Не мог сидеть, особенно после Латвии. Я ведь именно там почувствовал, что мы как-то не так живем, что страны Балтии делают шаг вперед, а наша страна катится назад. К тому моменту исчезли Гончар, Красовский, Захаренко, умер Геннадий Карпенко... Западные дипломаты, чиновники, бизнесмены говорили мне: "Что вы делаете? Опомнитесь! С кем вы собираетесь воевать?!" Я понимал, что последствия могут быть тяжелыми, потому что, очевидно, мое мнение совсем не совпадало с курсом руководства страны, я открыто выступал против авторитарного режима власти Лукашенко. Были, конечно же, опасения за семью, за сыновей, но я старался об этом не думать. Понимаете, кто-то должен был это сделать!

Был признан жертвой политической расправы

Комитет ООН по правам человека признал бывшего министра внешнеэкономических связей, участника президентской кампании 2001 года Михаила Маринича жертвой политической расправы.

По данным ООН, суд, который в декабре 2004 года признал Михаила Маринича виновным в хищении оргтехники у посольства США и приговорил к пяти годам лишения свободы, «не был справедливым и независимым», а в ходе следствия оппозиционера пытали.

В апреле 2004 года Михаил Маринич был обвинен в краже компьютеров из посольства США в Минске. И хотя американцы сообщили, что Маринич компьютеры не крал, а их ему передали в безвозмездное пользование, в декабре 2004 года экс-министра и экс-дипломата приговорили к пяти годам строгого режима с конфискацией имущества. Он вышел на свободу в апреле 2006 года, проведя в колонии около двух лет.

Женился в колонии

Со своей первой женой Людмилой, которая родила ему двоих сыновей, Михаил Маринич прожил 35 лет.

Со второй женой – Татьяной – он познакомился в Министерстве внешнеэкономических связей. Маринич был министром, а Татьяна только начинала работать в этом ведомстве.

Они три года прожили в гражданском браке, а поженились в Оршанской колонии №8 в марте 2005-го.

Из-за перенесенного политиком за несколько дней до свадьбы инсульта роспись 65-летнего Михаила Маринича и 33-летней Татьяны Барановой прошла в медицинской части колонии.

Едва не умер в тюрьме

Михаил Маринич не сомневался, что в колонии была задумана акция по его уничтожению.

– Происходило это банально. Мне просто не давали медикаменты. Лекарство, которое мне жизненно необходимо, как только я прибыл в Оршанскую колонию № 8, у меня отобрали. Было сделано все, чтобы я не получил это лекарство. Это и привело к инсульту, – рассказал политик после своего освобождения Хартии’97. – Полностью была парализована левая сторона тела, я не мог говорить – пропала речь, в течение 5 суток меня не отправляли из колонии в больницу... Если бы не заключенные, которые вышли на свободу и не рассказали о том, что я умираю в тюрьме, боюсь представить, что было бы...

Михаил Маринич благодарил белорусских правозащитников, общественные и политические организации Беларуси, которые включились в борьбу за его жизнь.

– Все они меня спасли, – говорил он.

Был и оставался пробелорусским политиком

В одном из своих последних интервью Михаил Маринич опроверг слухи о том, что являлся пророссийским политиком.

– Я заўсёды быў і застаюся палітыкам прабеларускім, – заявил Маринич в интервью газете «Новы час». – А з усходнім суседам нам проста наканавана будаваць нармальныя адносіны. Як і з усімі астатнімі.

Так, у мяне былі і застаюцца добрыя сувязі са многімі расійскімі палітыкамі і бізнэсоўцамі, але трэба разумець, што палітыку краіны вырашаюць не яны, а Пуцін.

Отвечая на вопрос, что сегодня главное для белорусской оппозиции, Михаил Маринич сказал:

– Адзінства. Зразумела, што спецслужбы заўсёды будуць даволі настойліва працаваць супраць апанентаў улады. Але і апазіцыянеры не павінны так відавочна ім дапамагаць.

Интервью Маринич закончил словами:

– Перад сумленнем і Богам мне абсалютна не сорамна.