1991-2006. Итоги
Вадим Сехович

1991-2006. Итоги. <br>Лесная и деревообрабатывающая отрасли

В начале 1990-х лесная и деревообрабатывающая отрасли по структурным преобразованиям и объемам привлеченных иностранных инвестиций являлись в Беларуси лидерами. Но в последнее время они оказались в глубоком кризисе. Сейчас около половины заводов и фабрик концерна «Беллесбумпром» убыточны.

Перед правительством поставлена задача — вернуть отрасли былое благополучие. Реальных результатов от предпринимаемых мер пока не видно.

1991

Создаются два главных лесных ведомства независимой Беларуси. На базе бывшего Министерства лесного хозяйства БССР образуется Министерство лесного хозяйства Республики Беларусь. Министерство лесной промышленности БССР по решению трудовых коллективов 27 предприятий, которые входят в него, «в целях наиболее полного удовлетворения потребностей населения и народного хозяйства республики в товарах народного потребления и продукции лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, дальнейшего развития этой отрасли, рационального использования лесосырьевых ресурсов в условиях перехода к рыночной экономике» преобразуется в Белорусский государственный производственно-торговый концерн лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности «Беллеспром». В 1994 году «Беллеспром» будет переименован в «Беллесбумпром».

У руля обоих ведомств остаются их бывшие советские руководители: Минлесхоз возглавляет Георгий Марковский, «Беллеспром» — Леонид Кравцов.

Леонид Кравцов стал президентом первого концерна в Беларуси. При нем начнется активная приватизация предприятий деревообрабатывающей промышленности. К середине 1990-х годов в структуре «Беллесбумпрома» только одно предприятие («Борисовдрев») сохранит государственный статус, а в уставном фонде 14 из 56 заводов и фабрик государство вообще не будет иметь своей доли.

1992

Всемирный банк выделяет Беларуси грант в объеме 1 млн долларов на осуществление проекта сохранения биологического разнообразия в Беловежской пуще и Березинском заповеднике. В 1994 году партнером Всемирного банка в рамках этого проекта станет Управление делами президента. С этого момента начался перевод под административное управление УДП охраняемых территорий — сначала Беловежской пущи, Березинского и Припятского заповедников, потом Браславских озер и озера Нарочь. Впоследствии на прилегающих к ним территориях будет развернута активная хозяйственная деятельность. Сотрудничество со Всемирным банком, завершится в 1997 году, когда банк откажется финансировать очередной проект.

1993

В этом году бобруйское предприятие «ФанДок» получает из кредитной линии правительства Австрии 236 млн австрийских шиллингов на модернизацию производства. В начале 1990-х «ФанДок» являлся одним из лидеров белорусской деревообрабатывающей отрасли. Однако к 1996 году у него возникнут проблемы с возвратом кредита и ухудшится финансовое положение. С целью оздоровления предприятия 41,2% акций «ФанДока» выкупит государство, а директор комбината Владимир Таранов будет отправлен в отставку. В 1996-1997 годах его осудят по обвинению в выманивании кредитов. Но в итоге Таранов будет оправдан.

1994

Одной из первых жертв чистки бывших кебичевских кадров после прихода к власти Александра Лукашенко становится министр лесного хозяйства Беларуси Георгий Марковский. В августе 1994-го указом президента он освобожден от занимаемой должности «за грубое нарушение трудовых обязанностей, выразившееся в халатном отношении к организации и контролю за внешнеэкономической деятельностью Министерства лесного хозяйства Беларуси, что привело к нанесению материального ущерба интересам республики». Прокуратура республики даже завела уголовное дело в отношении бывшего министра. Новым министром лесного хозяйства страны становится Валентин Зорин.

Правительство Беларуси и Международный банк реконструкции и развития (МБРР) подписывают кредитное соглашение. По нему МБРР выделяет стране заем в сумме 41,9 млн долларов на развитие лесного хозяйства. Он выдается под 8% годовых сроком на 15 лет с 5-летней отсрочкой погашения.

Целью совместного проекта, который частично должен финансироваться из белорусского бюджета (10,8 млн долларов) и за счет грантов Швеции и Финляндии (2 млн долларов), является превращение лесной отрасли в эффективное хозяйство, внедрение современных технологий, развитие методов экологического контроля и мониторинга, увеличение производительности, наращивание экспорта. Проект стартовал в 1995 году. В 1999 году объем его финансирования уменьшился на 7,5 млн долларов, но полученные средства и консультации западных специалистов позволили решить многие проблемы отрасли.

В этом году приватизируется Светлогорский целлюлозно-картонный комбинат, который входит в число крупнейших в СНГ производителей упаковки. Одним из акционеров предприятия на первом этапе становится инвестиционная группа «Русские инвесторы», принадлежащая Алексею Голубовичу, партнеру российского олигарха Михаила Ходорковского.

В 2003 году Александр Лукашенко поручит правительству добиться от инвестора участия в строительстве второй очереди завода, а в противном случае — лишить его рычагов управления предприятием.

1995

Правительство с целью ограничения неподконтрольного вывоза белорусской древесины за рубеж устанавливает рентную плату за ее экспорт. Экспорт древесины регулируется также индикативными ценами. В 1998 году будет даже действовать временный запрет на ее вывоз в Россию. Основными импортерами белорусского леса на протяжении 1990-х годов являются Польша, Финляндия, Швеция, Россия, Австрия, Германия.

1997

В этом году предприятия концерна «Беллесбумпром» по объемам производства достигают уровня 1990 года. Продукция предприятий концерна имеет хороший сбыт прежде всего в России. Однако вскоре начинается постепенное падение отрасли, которое ускорится после российского финансового кризиса 1998 года. В России он привел к увеличению объемов инвестиций местных бизнесменов в реальный сектор экономики, в том числе и в собственную деревообработку. За несколько лет благодаря собственным и иностранных инвестициям там был создан ряд крупных компаний, которые начали вытеснять белорусских производителей с российского рынка.

1998

Минлесхоз получает в свое подчинение часть лесного фонда, который находился в пользовании Минсельхозпрода и Минобороны. Но параллельно управляющий делами президента Иван Титенков предлагает проект структурной реорганизации лесной отрасли. Согласно ему планируется создать специальный лесной департамент, который бы подчинялся Управлению делами президента. Из функций Минлесхоза этой структуре должны быть переданы управление охотничьим и лесным хозяйством и контроль за экспортно-импортной деятельностью и реализацией древесины на внутреннем рынке, из состава министерства — предприятие «Белгослес». УДП к этому времени уже является вторым после Минлесхоза держателем лесных фондов и пытается упрочить свои позиции в этой сфере. Только отставка И. Титенкова остановит реализацию этого предложения.

Леонид Кравцов в рамках дальнейшей реструктуризации концерна предлагает идею создания на его базе холдингового объединения. Холдинг должен получить в управление государственные пакеты акций предприятий концерна, в него предлагается включить на добровольной основе частные компании. Однако в условиях усиления государственного присутствия на рынках Беларуси эта идея не получит своего развития.

1999

До этого года государство вмешивалось в дела акционерных обществ отрасли лишь в единичных случаях. Это, например, произошло, когда российская фирма «Орими» (владелец чайных брендов «Принцесса Канди», «Принцесса Гита» и крупный лесотрейдер в Северо-Западной части России) попыталась установить контроль над «Витебскдреве», где ей принадлежал 41% акций. Государство путем выкупа дополнительной эмиссии воспрепятствовало этому.

Но с 1999 года, как и в целом в экономике страны, начинается усиление роли государства в делах акционерных обществ. На ряде предприятий «Беллесбумпрома» реализуется право «золотой акции». Она введена на «Ивацевичдреве», «Мостовдреве», «Лесдревпроме», «Витебсклесе», «Молодечнолесе», борисовском «Лесохимике», в Костюковичском и Туровском леспромхозах. Главная цель этой политики — воспрепятствовать возможному переходу активов в руки иностранных инвесторов. Но на ряде предприятий преследовались другие задачи. Например, «золотая акция» в «Ивацевичдреве» была введена для того, чтобы сломить сопротивления акционеров, не желавших передавать свою сырьевую базу — Телеханский опытный лесопромхоз — в руки Управления делами президента.

Для усиления контроля за экспортом древесины вводится институт спецэкспортеров, через которых должны проходить все внешние контракты белорусских поставщиков по деловой древесине. Исключение сделано только для экспортеров мелкотоварной древесины и некоторых других малорентабельных видов лесопродукции.

Правительство назначает спецэкспортерами 5 структур — «Беллесэкспорт» (от Минлесхоза), ПКУП «Горснаб Мингорисполкома» (от Мингорисполкома), «Белвнешторгинвест» (от Управления делами президента), «Лесдревпром» (от «Беллесбумпрома») и «Беллесбум» (от концерна «Белресурсы»). В течение последующих лет этот перечень претерпит изменения. На данный момент монопольными правами на экспорт белорусской древесины обладают «Беллесэкспорт», «Беларусьторг» (от Управления делами президента) и «Беллесбумпромэкспорт» (от «Беллесбумпрома»).

Концерн «Беллесбумпром» проводит предварительные переговоры с японским концерном «Мицуи», который рассматривает возможность инвестиций в белорусскую деревообработку. Фигурируют три проекта — реконструкция мебельного производства на «Пинскдреве», налаживание производства современных полуфабрикатов на «Витебскдреве», а также строительство целлюлозного завода.

Уходит со своей должности президент «Беллесбумпрома» Леонид Кравцов. В общей сложности он руководил деревообрабатывающей отраслью страны 14 лет — с 1985 года.

2001

Валентин Зорин лишается должности. Вместо ликвидированного Министерства лесного хозяйства создается Комитет по лесному хозяйству, который возглавляет первый заместитель министра — Николай Крук.

В Минск прибывает один из богатейших людей мира, владелец шведской компании «ИКЕА» Ингвар Кампрад. В ходе переговоров он выражает заинтересованность открыть в белорусской столице гипермаркет.

В следующем году дочерняя компании группы — «Шведвуд» — предложит белорусскому правительству построить новый деревообрабатывающий завод под Витебском. Возможный объем инвестиций в этот проект должен был составить 25 млн долларов. Однако на пути его реализации встал концерн «Беллесбумпром», который настоял, чтобы «Шведвуд» вложил деньги в уже действующие производства. Шведы отказались, поскольку им предлагали только 25% акций таких предприятий.

2002

В Беларуси начинается так называемое «бумажное дело». По поручению президента создается специальная государственная комиссия по расследованию и искоренению фактов лоббирования интересов коммерческих структур в целлюлозно-бумажной промышленности. Ее возглавляет председатель Комитета государственного контроля Анатолий Тозик.

На первом этапе будет даже временно отстранен от должности начальник Следственного комитета МВД Леонид Глуховский. «Бумажное дело» закончится судами и отставками двух директоров белорусских обойных фабрик — Павла Белогурова («Белорусские обои») и Владимира Дмитриева («Гомельобои»).

Павел Белогуров — один из самых известных представителей директорского корпуса Беларуси. В 1998 году он вошел в число ста самых профессиональных директоров на постсоветском пространстве. От Беларуси тогда в этом списке оказались еще 4 человека — Михаил Леонов (Минский тракторный завод), Юрий Феоктистов (Белорусский металлургический завод), Вячеслав Бурский (БелОМО) и Евгений Володько (Белорусская железная дорога).

2003

Украина вводит антидемпинговые пошлины в отношении поставщиков спичек из России и Беларуси. Под них попадают «Пинскдрев», «Борисовдрев» и Гомельский фанерно-спичечный комбинат. Белорусские производители добровольно соглашаются взять на себя обязательства, что прекратят демпинг на украинском рынке. Но Киев это не останавливает: пошлины введены сроком на 5 лет.

2004

За невыполнение поручений президента, потребовавшего восстановить контроль государства на Светлогорском целлюлозно-картонном комбинате, в отставку отправлены вице-премьер Анатолий Тютюнов и председатель концерна «Беллесбумпром» Федор Курс. Их преемники будут весьма ревностно выполнять поручения президента. В 2005 году доля государства в уставном фонде Светлогорского ЦКК за счет дополнительной эмиссии будет увеличена с 47,2% до 75,96%, инвесторы и физические лица лишаться всякой возможности управлять компанией. На строительство второй очереди завода — производства целлюлозы — белорусские банки выделят 9,7 млн долларов и 11 млрд рублей.

Принимается решение о строительстве в Шклове завода газетной бумаги. На первом этапе обсуждается вопрос о строительстве завода стоимостью 400 млн долларов, который сможет выпускать до 200 тыс. тонн бумаги в год. В качестве инвестора этого проекта рассматривается иранская фирма «Кейсон». Однако позже будет принято решение о строительстве предприятия мощностью 40 тыс. тонн и стоимостью около 96 млн долларов. Его возведение начнется в 2005 году. Расходы возьмет на себя белорусское государство.

В рамках структурной перестройки правительства восстанавливается Минлесхоз. Министерство возглавляет бывший глава администрации Партизанского района г. Минска Петр Семашко. Глава ликвидированного Комитета по лесному хозяйству Николай Крук становится его первым заместителем. Главной задачей, поставленной перед П. Семашко правительством и президентом, является уменьшение дотаций отрасли из госбюджета и, соответственно, увеличение ее самоокупаемости.

2006

С этого года для негосударственных структур реализация партий древесины стоимостью выше 1 тыс. евро становится возможна только через Белорусскую универсальную товарную биржу. Это вызывает недовольство участников рынка, поскольку увеличивается (в среднем на 15%) ее отпускная цена за счет биржевых сборов и брокерских услуг.

В начале года на основании записки КГБ правительство временно приостанавливает экспорт балансов в Калининградскую область. КГБ считает, что местные потребители вступили в картельный сговор и в рамках действующих с начала 1990-х годов бартерных схем «белорусские балансы в обмен на калининградскую целлюлозу» занижают стоимость белорусского сырья и завышают цены на свою продукцию. Балансы всегда являлись одним из главных экспортных товаров Минлесхоза, составляя в объемах экспорта белорусской древесины около 50%. В 2004 году их было экспортировано на сумму 28,8 млн долларов, в 2005 — на 38,8 млн долларов. По итогам 2006 года ожидалось, что экспорт этого вида лесопродукции составит 41,5 млн долларов.

На совещании на «Ивацевичдреве» А. Лукашенко подвергает критике работу концерна «Беллесбумпром» и параллельно требует от правоохранительных органов разобраться с воровством и расточительством в отрасли. Итогом этого мероприятия и сделанных заявлений стали несколько задержаний крупных бизнесменов. Расследование этих уголовных дел сейчас продолжается.