Политика
Юлия Иванко

10 историй о молодом Лукашенко

21 год назад, 10 июля 1994 года, Александр Лукашенко победил во втором туре первых выборов президента Беларуси. «Салiдарнасць» вспомнила, чем запомнился людям молодой депутат и глава государства?

Как фермерство поддерживал

Бывший подполковник КГБ Валерий Костко делился о событиях начала 90-х:

– Познакомился в то время практически со всем Верховным Советом XII созыва, включая Александра Григорьевича Лукашенко. Я тогда его Сашей называл, он меня Валерой. В 1991 году, когда депутаты принимали закон о фермерстве, Лукашенко меня убеждал: скажи своему батьке, что нужно брать землю, мы должны показать, что в Беларуси люди потянулись к частной собственности, государство будет вам помогать. Говорил еще, что сам станет фермером.

Как психовал, когда в футбол проигрывал

Бывший коллега Александра Лукашенко по Верховному Совету Сергей Антончик недавно рассказал «Салідарнасці»: «Як у футбол гулялі, і яго каманда прайгравала, то Лукашэнка абавязкова павінен быў ці даць па нагах, ці ўшчыпнуць лепшага нападаючага з супернікаў».

Сергей Антончик также пояснил:

– Існавала парламенцкая каманда, мы пастаянна гулялі ў спорткомплексе ва Ўруччы. Прыходзіла чалавек 20, і мы дзяліліся на дзве каманды. Лукашэнку ніхто першы не выбіраў. Па-першае, гуляў ён так сабе. Па-другое, як прайграваў, то псіхаваў. Ён не мог дагуляць да канца, калі яго каманда саступала. Казаў, што спіна баліць ці яшчэ што.

Как дружил с людьми

Бывший депутат Верховного Совета Анатолий Лебедько рассказывал «Салідарнасці»:

– Во время депутатства у Лукашенко с Виктором Гончаром были хорошие отношения. Они вместе приезжали в Первомайский поселок, где вырос Гончар. Мать Виктора потом вспоминала: вот здесь сидел Александр, называл меня мамой, гладил меня за руки и говорил – я Виктора никогда нигде не брошу.

В 1999 году Виктор Гончар бесследно исчез.

Как брал штурмом кабинет в Доме правительства

В 1994 году кандидат в президенты Александр Лукашенко прорывался в Доме правительства в опечатанный кабинет. Охрана здания пробовала его не пустить, но будущий глава государства применил силу. После журналистам был продемонстрирован… порванный пиджак. Вот, мол, как зверствует «режим Кебича».

В МВД заявили, что в результате стычки у сотрудников милиции были оторваны пуговицы, надорван погон, повреждена фирменная куртка.

Как принимал кадровые решения

Первого главу Нацбанка Беларуси Станислава Богданкевича жестко критиковал в бытность депутатом Верховного Совета Петр Прокопович. Банкир позже вспоминал:

– Лукашенко направил его ко мне, в Нацбанк, с ревизией. И тот написал просто ахинею с научной точки зрения. Его докладную записку Лукашенко передал мне. Я написал все, что думаю о его тезисах, ссылаясь на здравый смысл. Лукашенко положил записку под сукно, но это не помешало ему сделать через несколько лет Петра Петровича главой Нацбанка.

Как составил свой «черный список»

На первом Всебелорусском собрании отказали в предоставлении слова главе Федерации профсоюзов Беларуси Владимиру Гончарику, не согласному с внесением поправок в Конституцию. Спустя некоторое время он узнал, что попал в «черный список» президента.

– Как-то я не мог попасть на прием к Лукашенко. Спрашиваю у Мясниковича (главы Администрации президента на тот моментС.): почему? Он показал мне бумагу, где моя фамилия была вычеркнута, а рядом стояла роспись президента, – рассказывал в интервью «Салідарнасці» Владимир Гончарик.

Как выпивал вместе с Ельциным

В недавнем интервью «Народной Воле» Станислав Богданкевич рассказал, как видел Бориса Ельцина «под мухой» и вспомнил любопытный эпизод

о встрече двух президентов в Минске: «Проходил официальный прием. После него во время неформальной части Лукашенко и Ельцин танцевали».

Сам Александр Лукашенко несколько лет назад на одной из пресс-конференций признался: «Кстати, раньше выпивал только с Ельциным. А он мне всегда: «Уважаешь – не уважаешь?» Ну, «науважаешься» иногда так, что отходишь потом десять дней».

Как плакал перед депутатами

В декабре 1994 года Сергей Антончик выступил в парламенте с докладом о коррупции в окружении молодого президента. Координатор оппозиции БНФ в Верховном Совете Сергей Наумчик вспоминал:

– Лукашенко сидел за своей «президентской» трибуной и реально плакал, вытирая слёзы носовым платком. Потом сказал, что если факты подтвердятся, он готов пойти в отставку.

Факты там были железные. А дальше произошло вот что: несмотря на решение ВС о прямой теле- и радиотрансляции доклада Антончика, её не было. Начальник управления информации администрации президента Александр Федута отдал распоряжение не печатать доклад. И «Советская Белоруссия», «Звязда», другие газеты, чей тираж в сумме превышал миллион экземпляров, впервые в истории Беларуси вышли с «белыми пятнами».

Как мстил депутатам

Верховный Совет XII созыва был настроен к избранному президенту очень критично. Александр Лукашенко это ему припомнил. Председатель парламента Мечеслав Гриб вспоминал:

– Еще за несколько месяцев до окончания работы Верховного Совета XII созыва, Лукашенко запретил выдавать зарплату депутатам, работавшим на постоянной основе, – а это 80 человек из 340. Мне платит, а им нет. Я пошел к Чигирю, мы с ним чая попили (у него в шкафу бидон меда стоял), поговорили, все порешали. Не успел я дойти до кабинета, как Лукашенко все уже доложили (кабинет прослушивался), и Чигирь ничего сделать не может. Тогда я сказал секретариату: раз вы не платите зарплату депутатам, то и я получать ее не буду. Заработка мы не получали месяцев шесть. Взыскали его только после избрания нового Верховного Совета.

Как отверг предложение академика

Академик Радим Горецкий в бытность вице-президентом Академии наук рассказал президенту о здравом предложении.

– Пасля царквы групай ішлі ў Епархію, дзе ўжо быў накрыты стол. І Шушкевіч туды хадзіў, адзін час нават Зянон. Аднойчы я падышоў да Лукашэнкі і прапанаваў: пашліце мяне ў Сібір ці Казахстан, дзе мой сябар працуе міністрам геалогіі, я дамоўлюся, каб нам далі ў канцэсію, прадалі некалькі нафтавых і газавых радовішчаў. Чаму ўсякія там алігархі пазней сталі багатымі? Яны скупілі радовішчы. У той час іх танна можна было набыць. Прапаноўваў гэта і Шушкевічу, ён адказваў «так-так», запісваў, але справы палітыкі не пакідалі часу для эканомікі. Лукашэнка адказаў так: «Брось дурака валять. (Ён жа з усімі на «ты» быў). Мы с россиянами один народ, они нас никогда не кинут. Позвоним, и они нам нефти сколько хочешь нальют». А цяпер ён у гэтым сэнсе поўнасцю залежыць ад Масквы і нават быў вымушаны ў Венесуэлу за нафтай ездзіць, – рассказал в недавнем интервью академик.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.5(4)