Экономика
Елена Спасюк, naviny.by

C декретом о тунеядцах власти попали в собственную ловушку

Декрет о тунеядцах есть, а алгоритма выявления тунеядцев до сих пор нет. Неоднозначно воспринятый в обществе документ планируется то ли переработать, то ли усовершенствовать.

Как сообщила на днях заместитель начальника главного управления налогообложения физических лиц Министерства по налогам и сборам Светлана Шевченко, налоговые органы проведут выборку лиц, подпадающих под действие декрета № 3, на основании специального программного обеспечения.

Будут вычисляться люди, которые нигде не работали, не получали доходы и, соответственно, не платили налоги. Однако работа по составлению таких списков не начнется, пока не будет определен порядок сбора информации о так называемых тунеядцах.

Кроме того, на ведомственном уровне аккумулируется информация о том, какие нормы в декрете необходимо скорректировать. До конца года эту работу планируют завершить. В МНС пока не говорят, какие нормы декрета могут претерпеть изменения, однако есть вероятность, что список тех, кто не должен платить сбор, расширят.

Согласно декрету № 3, граждане Беларуси, а также постоянно проживающие в стране иностранные граждане и лица без гражданства, которые не участвуют в финансировании госрасходов или участвуют в таком финансировании менее 183 календарных дней в году, должны уплачивать сбор в 20 базовых величин (сегодня это 3 млн. 600 тыс. рублей).

Исправить при необходимости ситуацию с декретом о предупреждении социального иждивенчества обещал сам Александр Лукашенко.

«До конца года мы будем мониторить ситуацию, чтобы никто незаслуженно не пострадал. Ошиблись — поправим, но надо, чтобы он поработал», — заявил глава государства 18 апреля на республиканском субботнике.

По оценкам экспертов, сегодня насчитывается около 400 тысяч человек, которых власти могут отнести к «социальным иждивенцам».

Власти попали в собственную ловушку

Эксперт по вопросам реформы государственной службы, руководитель проекта «Кошт урада» Владимир Ковалкин считает, что сегодня представители власти, ответственные за реализацию декрета, обеспокоены отсутствием необходимых для этого средств.

Разработка и поддержка программного обеспечения, к примеру, не такое уже и дешевое мероприятие. Вспомним хотя бы сайт Следственного комитета, который обошелся республиканскому бюджету примерно в 80 тысяч долларов.

«Повышение подоходного налога на 1% дает больше, чем взыскивание налога с тунеядцев. Программное обеспечение не нужно разрабатывать, и социального напряжения нет. Все потому, что налог собирают с тех, у кого есть деньги, а не с тех, у кого их нет», — говорит Владимир Ковалкин.

По его мнению, «власти попали в собственную ловушку».

«Скоро президентские выборы, а в стране наблюдается экономический спад, люди не могут найти работу, безработица объективно растет. Конечно, можно обратиться в службу занятости, но для людей, которые хотят не налога избежать, а найти нормально оплачиваемую работу, это не выход. Таким образом, появляется все больше подпадающих под действие декрета. Все это провоцирует социальное напряжение, что на фоне проблем в Украине очень плохо», — отметил эксперт.

Как считает Владимир Ковалкин, разговоры о корректировках в декрет ведутся неспроста — власть осознала и «хочет нивелировать негативные последствия несвоевременного декрета».

«Думаю, они будут тянуть до выборов, а затем декрет будет откорректирован под реалии, которыми являются спад промышленного производства и падение ВВП. Декрет не отменят, ведь для этого надо признать свои ошибки, что маловероятно. Скорее, будут такие поправки, которые сделают декрет нерабочим», — предположил собеседник Naviny.by.

Мужчины вернулись из России, а в Беларуси работы нет

Белорусская социал-демократическая партия (Грамада) начала сбор подписей за отмену декрета № 3. От имени партии планируется подать заявление в Конституционный суд с просьбой дать оценку декрета № 3 на соответствие Основному закону.

«Сбор подписей уже ведется. Соберем 10 тысяч подписей и будем обращаться к властям. Если в регионах соберут больше, будет хорошо, но надо иметь в виду, что перед выборами много другой работы», — рассказала председатель БСДП (Г) Ирина Вештард.

По ее мнению, «власти, как и мы, понимают, что когда бедный человек находит возможность заработать и едет для этого за рубеж, незачем его притеснять. Кроме того, стало очевидно, что люди обижены, злятся. Власти перед выборами это не с руки. Поэтому теперь и заговорили об изменениях в декрете».

«Еще несколько месяцев назад у нас в Сморгони значительная часть мужчин работала или в России, или в Литве. Из-за кризиса многие вернулись и поняли, что здесь заработать невозможно. В нашем регионе — зарплаты очень маленькие, рабочих мест за последние годы создано немного, — говорит Ирина Вештард. — Что говорить, я знаю сотрудников Академии наук, которые около трех миллионов рублей зарабатывают, защитив кандидатскую диссертацию».

Председатель БСДП (Г) уверена — прежде чем начинать борьбу с тунеядцами, надо создать условия в стране «не для давления на людей, а для заработка на родине».

Однако, считает Ирина Вештард, «если белорусы будут бесконечно молчать, ничего не изменится в лучшую сторону. Я всегда говорю: если люди не хотят, боятся говорить о том, что их волнует, никто не будет о них заботиться и решать их проблемы».

Работы над ошибками не будет?

С точки зрения экономической теории декрет является серьезной теоретической ошибкой, считает руководитель аналитического центра «Стратегия», экономист Леонид Заико.

«Это пример того, что нельзя сначала делать, а потом думать. Как минимум, необходимо было подключить социологов и провести исследование. Отмечу, что в принципе наладить поступление достоверной информации и апробировать методы для выявления материального положения людей и их доходов сложно», — отметил эксперт.

По его мнению, на реализацию декрета могло бы быть затрачено порядка 5 млн долларов, «если учитывать разработку программного обеспечения, зарплату чиновников, время, которое тратят СМИ, обсуждая эту тему».

«Такие средства лучше использовать на другие цели. Вот если бы миллион белорусов, работающих за рубежом, собрали по пять долларов и попросили бы избавить их от дураков в стране…», — иронизирует Леонид Закио.

Самое странное во всей этой истории с декретом о тунеядцах, по мнению эксперта, это тот факт, что «кто-то решил, что у нас есть люди, которых можно назвать не участвующими в финансировании государственных расходов и приравнять их к тунеядцам».

«Например, женщина продала за большие деньги квартиру дедушки-академика, положила деньги в банк и зарабатывает на процентах больше, чем многие за несколько месяцев работы. Почему власти не учитывают наличие в стране людей, живущих от доходов не только от труда, но и от капитала?» — задается вопросом экономист.

Однако Леонид Заико не думает, что государством «будет сделана работа над ошибками в части изменений или отмены декрета. Скорее, объяснят его невыполнение какими-то трудностями. Сделают вид, будто его и не было».

«Людям вообще не стоит обращать внимание на этот документ, хотя многие уже поспешили зарегистрироваться в службе занятости. Что сделаешь, много трусоватых людей», — отметил эксперт.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)