Общество
Евгения Березюк, фото Дмитрий Брушко, TUT.BY

Как Лукашенко открывал мемориальный комплекс «Тростенец»

«Как вы, как здоровье?» – подошел Александр Лукашенко к ветеранам. Они не жаловались, говорили, что живы, и за это благодарили Бога. «Держитесь! Жаль, вас осталось немного, но вы живая память, и пока вы держитесь, ничего не будет забыто. И мы будем делать для этого все», – пообещал им президент.

22 июня 1941 года самая короткая ночь стала для Беларуси самой трагической. Началась Великая Отечественная война – эту дату мы отмечаем как День всенародной памяти и скорби. Спустя 74 года на месте крупнейшего на оккупированной территории Советского Союза концентрационного лагеря открылся мемориальный комплекс "Тростенец". На открытии побывала и корреспондент TUT.BY.

«Хочется, чтобы сын знал, что была такая война»

На перекрестке улицы Селицкого и минского микрорайона Шабаны люди стали собираться за два часа до начала мероприятия.

– Не знаю, как кто, а я хочу президента увидеть вживую! Заранее займу себе место в первом ряду, – полушутя, пояснил пенсионер Вадим Сухов, а потом посерьезнел и добавил. – Наше поколение сентиментальное, мы дети послевоенных лет, для нас такие мероприятия много значат. Я сам из Шабанов, иду тут иногда и пою себе тихонечко военные песни.

Центральный монумент комплекса – "Врата памяти", 10-метровая бронзовая скульптура с фигурами изможденных узников фашистского концлагеря – работа скульптора Константина Костюченко. Эта композиция открылась еще в мае. Тела узников переплетаются со створками ворот и колючей проволокой, что символизирует невозможность вырваться из плена.

Страшную цифру повторят сегодня не раз: в Тростенце погибло более 200 тысяч человек. Не только военнопленные и партизаны, но и мирные жители – старики, женщины и дети.

К "Вратам" сегодня идут по Дороге памяти, аллее, вдоль которой установлены гранитные плиты с информацией о местах массового уничтожения людей на оккупированных землях Беларуси.

По обе стороны дороги коридором стоят девушки в светлых платьях и воспитанники Минского кадетского училища.

– Мама, они живые? – уточнил малыш рядом с "часовым времени" – военнослужащим роты почетного караула, вытянувшимся по стойке "смирно" у памятной плиты.

– Мы приехали сюда из Серебрянки, – взяла сына за руку минчанка Ирина Авер. – Мой дед воевал, и я до сих пор помню, как в детстве надевала прямо на майку его медали и вот так ходила во дворе. Говорила, мой дед - герой, и очень им гордилась. Сейчас его уже нет в живых, но мне очень хочется, чтобы мой ребенок знал, что была такая война и что она значит для нашей страны и, в частности, для нашей семьи.

Медаль «За отвагу» – девчонке, которая боялась «до ужаса»

Вместе с другими ветеранами на митинг-реквием пришла и Тамара Алексеевна Завгородняя. Несмотря на годы – в форме, на груди – медали.

Тамара Алексеевна Завгородняя живет в Беларуси с 1945 года, после войны служила в органах МВД

– Вот эта – "За отвагу", – Тамара Алексеевна показывает мне одну из наград. – Я родом из России, в 1941 году окончила десятилетку, потом отправили в Москву в спецшколу, а после нее в начале 1942 года меня, радистку, вместе со спецгруппой забросили в тыл врага. Вот так я в 17 лет в первый раз в самолете оказалась, в первый раз с парашютом прыгнула.

Тамара Алексеевна рассказывает, как пошла в разведку, попала в окружение, шла через минное поле, а потом сутки пряталась в болоте. Бог уберег – вышла с ценными сведениями и получила за это медаль. Сейчас вспоминает об этом с улыбкой, но признается, что тогда боялась "до ужаса", как и все восемнадцатилетние девчонки на той войне.

– Мне в прошлом году открытку прислала Ксения Петровна. Я думаю, кто это? Забыла ее. И в этом году послала ей в ответ открытку и написала свой номер телефона. И вот Ксения Петровна мне звонит и говорит, вы меня не помните, я учусь в третьем классе. Я и смеюсь, и плачу, – улыбается ветеранка. – Для нас эта память очень важна. Поэтому приятно быть сегодня на открытии этого комплекса, большое дело делают.

Памятную капсулу на месте строительства мемориала с участием президента заложили 8 июня 2014 года. Спустя год первая очередь строительства уже завершена: на главной площади установили "Врата памяти", памятный знак на месте сожжения 6500 узников, указатели, общие схемы, таблички с исторической информацией, построили Дорогу Памяти со стелами, инженерные сети, автомобильные стоянки, благоустроили территорию...

В 2014 году на это затратили более 19 миллиардов рублей из бюджета Минска. В 2015 году на эти цели инвестиционной программой города предусмотрено финансирование в объеме 61,8 миллиарда рублей.

Помнить сообща ради мира

О вкладе в строительство мемориального комплекса рассказывает и Петер Юнге-Вентруп, исполнительный директор Дортмундского международного образовательного центра. Он специально прибыл в Минск на открытие комплекса и уже на следующий день улетит обратно в Германию.

В центре – Петер Юнге-Вентруп, исполнительный директор Дортмундского международного образовательного центра

– Мы помним эту дату – 22 июня, день нападения на Советский Союз. То, что случилось, было ужасно – это было запланированное уничтожение, в том числе на этом месте, военнопленных, мирных людей, евреев со всей Европы. Поэтому мы должны помнить – только так мы преодолеем границы и создадим совместную культуру памяти, чтобы эта война стала для нас уроком и помогала предотвратить такое в будущем.

Семья Петера Юнге-Вентруп тоже пострадала от той войны: его дядя погиб в Беларуси. Здесь же, на восточном фронте, воевал дед.

– Мы как международный образовательный центр поддерживаем строительство этого мемориала и организовали общественную кампанию по сбору средств. Мы уже перевели Минску 400 тысяч евро и имеем официальное подтверждение от спонсоров, в том числе государства, о том, что в общей сложности переведем на строительство 1 миллион евро.

Исполнительный директор особенно подчеркивает важность строительства мемориала в урочище Благовщина, как часть интегрированного, общего проекта. Именно там было убито много евреев из Европы. В белорусский концлагерь эшелонами свозили не только наших соотечественников, но и жителей других европейских государств – Польши, Чехословакии, Германии, Австрии...

По количеству жертв "Тростенец" стал четвертым после "Освенцима", "Майданека" и "Треблинки". Он включал в себя несколько мест массового уничтожения людей: урочища Благовщина, Шашковка и лагерь "Тростенец".

Боль и память

К половине десятого вечера главная площадка полностью заполнена зрителями. Рядом с ветеранами и иностранными гостями места занимают представители дипмиссий и белорусские чиновники.

Приехали мэр Минска Андрей Шорец, вице-премьер Наталья Кочанова, министр культуры Борис Светлов, заместитель главы Администрации президента Игорь Бузовский, помощник президента – главный инспектор по Минску Александр Якобсон. Рядом с ними – митрополит Минский и Заславский Павел и архиепископ, митрополит Минско-Могилевский архиепископ Тадеуш Кондрусевич.

Митрополит Минский и Заславский Павел (справа) и архиепископ, митрополит Минско-Могилевский архиепископ Тадеуш Кондрусевич

Возложить цветы к памятнику пришел и Григорий Абрамович, главный раввин религиозного объединения общин прогрессивного иудаизма в Беларуси.

– Я здесь, потому что десятки тысяч евреев погибли. Не только в этом месте, а по всей Беларуси в войну было уничтожено 800 тысяч евреев, и памятник в Тростенце говорит о нашей боли и о нашей памяти. Уже четвертое и пятое поколение может не то что не помнить те события, но даже не интересоваться. Поэтому каждый новый памятник – это возможность людям еще раз задуматься, особенно тем, кто должен передать эту информацию следующему поколению.

Посол Израиля в Беларуси Иосиф Шагал

Григорий Абрамович рассказывает, почему ему сегодня особенно важно быть здесь.

– Один из моих учителей потерял здесь дедушку, и 12 лет назад я дал ему обещание, что постараюсь быть в этом месте всегда, когда будут проводиться мероприятия и поминальные молитвы.

Святыни не дадут забыть

В десять часов вечера по Дороге памяти к ритуальной площадке прошел президент Беларуси Александр Лукашенко и возложил венок к монументу "Врата памяти".

– Пусть этот памятник служит сближению людей во имя идеалов добра и милосердия. Пусть он напоминает нам, нашим детям, нашим внукам, как важно ценить и оберегать мир и общественное согласие. И пусть он никогда и никому не позволит забыть о том, к каким чудовищным трагедиям приводят идеи нацизма, нетерпимости и стремления навязывать свою волю силой оружия, – сказал в своей речи президент.

Александр Лукашенко призвал не забывать о том страшном факте, что на территории Беларуси было около 250 лагерей советских военнопленных, 350 мест заключения гражданского населения, 186 еврейских гетто.

– В последнее время мы все чаще слышим "а зачем это все надо, давайте все забудем"... За этим, казалось бы, безобидным лозунгом скрываются чудовищные вещи. Попытка не только забыть, но и переписать историю последней войны, отнять у нас тот подвиг нашего народа.

Александр Лукашенко подчеркнул, что такие памятники, как мемориальный комплекс "Тростенец", – это не только дань жертвам.

– Сегодня мы должны понимать, что на густонаселенной планете нет места войне, тем более в Европе. И мы будем делать все здесь в Беларуси для того, чтобы это никогда не повторилось. А эти святыни нам будут напоминать о той страшной войне и недопустимости войн в современных условиях.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)