Скандалы
Кирилл Иванов

Топ-5 таможенных скандалов: дела, суды, обращения в ООН

В Беларуси разгорелся очередной коррупционный скандал «высокого полета».

Как сообщается официально, сотрудники КГБ выявили группу лиц из числа действующих и бывших сотрудников Ошмянской таможни. Девятнадцати задержанным вменяется организация широкомасштабной схемы уклонения от уплаты таможенных платежей. Сотрудники «Каменного лога» брали взятки от 250 до 3 тысяч долларов.

Накануне во время встречи с руководящим составом Государственного таможенного комитета Александр Лукашенко возмущался:

— Хотелось бы, чтобы кто-то ответил: почему при наличии опытного центрального аппарата, системы подбора, подготовки, расстановки кадров, всех служб внутриведомственного контроля, собственной безопасности у вас под боком сформировалась такая банда? Я потребовал принципиально разобраться в рамках уголовного дела, кто это все организовал и кто к этому причастен.

При этом глава государства потребовал возместить ущерб не просто в полном, а в 3-5-кратном размере.

В связи с очередным громким делом таможенников «Салідарнасць» решила вспомнить несколько предыдущих резонансных историй.

«Дело Дмитриева»

Процесс над участниками преступной группы, возглавляемой, по версии суда, бывшим начальником управления организации Государственного таможенного комитета Сергеем Дмитриевым, растянулось на годы.

В 2001 году, как гласят материалы следствия, чиновник «создал управляемую устойчивую группировку с участием ответственных лиц Минской региональной таможни, с которыми объединился для получения взятки на основе совместной организации незаконного таможенного оформления отдельных видов товаров, пересекавших таможенную границу Беларуси».

Дмитриев и его коллеги проходили и по другим делам. Им обвиняли в незаконном оформлении промышленных и пищевых товаров.

В итоге, Дмитриев был осужден по нескольким делам, максимальный срок составил 13 лет и 6 месяцев тюрьмы.

«Ошмянское дело»

Ошмянская таможня не впервые попадает в сводку криминальных новостей. В ноябре 2006-го Белорусский военный суд вынес приговор 20 участникам преступной организации, состоящей из сотрудников Ошмянской таможни и Сморгонского погранотряда.

Главным обвиняемым по делу проходил бывший командир в/ч 2044, начальник Сморгонского погранотряда Михаил Солодуха. Он был приговорен к 14 годам лишения свободы с конфискацией имущества.

Как писал «Ежедневник», по данным следствия, группа Солодухи насчитывала более 60 человек, но на скамью подсудимых попали далеко не все.

В суде стало известно, что в 2002-2004 годах при непосредственном участии обвиняемых через пункт пропуска «Котловка» без оформления было пропущено более 600 крупнотоннажных фур. В деле фигурировали факты взяточничества, суммы исчислялись десятками тысяч долларов.

Отставка начальника таможни «Западный Буг»

Девять лет назад, в июле 2006-го подал в отставку начальник таможни «Западный Буг» Вячеслав Осинцев. Отставка была принята к концу года, чиновник рассказал о ее причинах на пресс-конференции.

— Мне пришлось руководить этой организацией в достаточно сложный период, при определенных обстоятельствах, связанных с большим количеством противоправных действий на таможне. Я пришел к выводу, что мне нужно подать в отставку, — заявил Осинцев.

В сентябре того же года прошел громкий процесс над 8 таможенниками, которых признали виновными в злоупотреблении служебными полномочиями при оформлении таможенных документов.

Подавший в отставку чиновник говорил также о несовершенстве законодательства, поставившем сотрудников таможни в сложное положение, что привело к увольнениям:

— Как ни прискорбно, законодательство поставило инспектора в такие рамки, что многие просто боятся выходить на работу. Это люди, которые не уверены в своих действиях, потому что их решения могут быть пересмотрены с иных позиций.

«Дело Громовича»

В 2010 году завершился один из самых громких коррупционных процессов в истории независимой Беларуси.

История получила в прессе название «дело Громовича», благодаря фамилии арестованного 15 января 2009 года бывшего директора Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля Анатолия Громовича.

По делу проходило 36 человек, большинство из которых являлись должностными лицами таможни «Западный Буг», включая двух заместителей начальника таможни и начальник поста.

Дело в суде развалилось, а следователь Генпрокуратуры Светлана Байкова, которая вела это дело, сама была арестована. Тем не менее, резонансный процесс с участием высокопоставленных таможенников не мог не отразиться на репутации структуры.

Бывшие таможенники пожаловались в ООН

В 2012-м двадцать бывших инспектора брестской таможни «Западный Буг» и семь бывших механиков терминала предприятия «Веставто» направили индивидуальные обращения в ООН.

В течение 2004-2005 годов они проходили по уголовному делу по обвинению в злоупотреблении служебным положением и пособничестве в уклонении от уплаты таможенных платежей группой лиц.

Подписанты жалобы посчитали, что было нарушено их право на справедливое судебное разбирательство.

— Часть из этих осужденных говорит, что они не виноваты, что никаких должностных инструкций не нарушали, — рассказывал «Народной воле» правозащитник Роман Кисляк. — В то время был большой поток машин. Поставили одного инспектора на несколько постов, и он физически не успевал все контролировать. Мол, в то время и были созданы преступные схемы.

Прокуратура проводила дополнительную проверку, выяснилось, что десять из этих осужденных действительно участвовали в этой преступной схеме, а остальные 30 человек использовались «втемную». Но тем не менее суд не разбирался и осудил всех.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)