Политика
Татьяна Гусева

«Демократические силы просто теряют время впустую»

Заместитель председателя Движения «За свободу» Юрась Губаревич рассказал «Салідарнасці», какая организация и кто персонально оказался недоговороспособным в плане выдвижения единого кандидата от оппозиции, существует ли угроза развала «Народного референдума», и возможен ли бойкот выборов.

2 апреля Движение «За свободу» распространило заявление о том, что воздерживается от выдвижения своего кандидата и поддержки других кандидатов в президентской кампании 2015 года. В этой связи «Салідарнасць» задала несколько уточняющих вопросов Юрасю Губаевичу, чтобы прояснить позицию его организации.

Фото Радыё Свабода

– В заявлении говорится: «Дефицит ответственности и договороспособности до сегодняшнего дня не позволили принять процедуру определения единого кандидата в президенты от демократических сил». Какая организация или кто персонально в наибольшей степени оказались недоговороспособными?

– Это ситуация достаточно прозрачная. В прошлом году пять структур – Движение «За свободу», партия БНФ, кампания «Говори правду», социал-демократы и БХД – из семи, которые участвовали в процессе обсуждения процедуры выдвижения единого кандидата, планировали её утвердить и провести Конгресс демократических сил, поставили свои подписи под процедурой и пригласили оставшиеся две структуры сделать то же самое. Но Объединенная гражданская партия и «Справедливый мир» не поставили свои подписи.

– Выходит, ОГП и «Справедливый мир» продемонстрировали недоговороспособность?

– Можно считать так. Мы вынесли на публичное обсуждение эту ситуацию и не оставляли попыток договориться, прийти к компромиссу.

Не так давно на одном из общих заседаний «семерки» Владимир Некляев вынес предложение об исключении из процедуры механизма выдвижения делегатов на Конгресс путем сбора подписей. Как известно из публичных заявлений ОГП и «Справедливого мира», именно этот механизм вызывал у них нежелание подписать общую процедуру.

Это предложение было адресовано Анатолию Лебедько, который присутствовал на встрече. Он пообещал в течение недели дать ответ, но до сегодняшнего времени мы не имеем от него публичного ответа: готов ли он в таком случае принять участие в Конгрессе, если будет сделана такая уступка?

– Означает ли заявление Движения, что внутри «Народного референдума» также не удалось согласовать кандидатуру от коалиции на президентские выборы из-за «дефицита ответственности»?

– «Народный референдум» не создавался для того, чтобы выдвинуть кандидата на президентские выборы. Мы заявляли об этом изначально.

Цель «Народного референдума» иная. Это кампания, которая призвана объединить большинство людей в Беларуси вокруг идеи мирных перемен, в частности, проведения референдума по шести вопросам, которые вписаны нами в повестку дня.

Мы не приурочиваем эту кампанию к каким-либо выборам – будь то местные, президентские либо парламентские. Эти выборы используются как механизм по продвижению повестки «Народного референдума» до большего числа граждан, используя возможности избирательной кампании.

Основная часть работы делается в межизбирательный период, в частности, это сбор подписей, проведение общественных слушаний, встречи с людьми. Мы делаем это каждый день, и Движение «За свободу» продолжает это делать.

Насколько мне известно, по состоянию на сегодняшний день нет единой согласованной кандидатуры, на которую была бы возложена ответственность представлять идеи «Народного референдума» во время избирательной кампании.

Мы не давали оценку событиям внутри «Народного референдума». В своем заявлении говорили о едином кандидате от всей оппозиции. Мы изначально нацеливались на то, чтобы наше участие в обсуждении в рамках «семерки» завершилось избранием единого кандидата. Конечно, если бы таким кандидатом стала фигура, которая продвигает идеи «Народного референдума» – это был бы наилучший вариант. Потому что только таким образом можно было бы донести наше послание до большинства граждан Беларуси.

– То, что единого кандидата, скорее всего, не будет, стало ясно уже давно. Почему «За свободу» только сейчас вышло из процесса переговоров о выдвижении кандидата от коалиции «Народный референдум»? Почему Движение второй раз подряд, как и в 2010-м, фактически самоустраняется от участия в президентских выборах?

– Тут два неправильных посыла. Мы до последнего надеялись и надеемся, что выдвижение единого кандидата будет возможным, если остальные политические силы смогут согласовать эту процедуру. В таком случае мы с удовольствием присоединимся. Это никак не будет противоречить нашему заявлению.

Что касается 2010 года, тут прослеживается последовательность нашей позиции. Когда мы готовились к участию в кампании в 2010 году, и Александр Милинкевич предлагал свою кандидатуру, одним из важных условий он выдвигал наличие единства в оппозиции по вопросу единого кандидата. Тогда мы долго обсуждали это с нашими партнерами. К сожалению, все это закончилось выдвижением девяти кандидатов.

В данный момент мы видим, что все движется к тому, что единого кандидата не будет, а будет несколько кандидатов от разных политических сил, поэтому мы решили отреагировать на эту ситуацию таким образом.

Время для этого могло быть выбрано другое. Сейчас можно это связать с тем, что была сделана очередная попытка – предложение Владимира Некляева Анатолию Лебедько. Вместо недели, которую брал на решение лидер ОГП, прошло более двух недель. И, наверное, уже настало время каким-то образом на это отреагировать.

До выборов остается не более полугода и нужно обозначать свою позицию, потому что мы видим, что демократические силы просто теряют время впустую.

– В заявлении Движения «За свободу» говорится о том, что «имитация участия в избирательном политическом процессе с заранее предсказуемым финалом может оттолкнуть людей от демократических сил». А если бы был единый кандидат, разве в сложившихся условиях финал не был бы «заранее предсказуемым»?

– Я думаю, что он не был бы заранее предсказуемым. Следует опираться на данные социологии. По последним опросам НИСЭПИ, рейтинг Александра Лукашенко падает, и прослеживается определенная динамика. Если в прошлом году он стабильно рос за счет реакции общества на события в Украине, то теперь экономические проблемы дают о себе знать. Возможно и дальнейшее снижение рейтинга.

Если власти не найдут возможность задобрить избирателей перед днем голосования, они будут испытывать значительные трудности на выборах. Поэтому единый кандидат мог бы иметь сопоставимую поддержку с нынешним руководителем государства. Если таких кандидатов будет несколько, как на прошлых выборах, то естественно, говорить о каких-то шансах не приходится.

– Почему если выборов фактически нет, Движение «За свободу» намерено сконцентрироваться на наблюдении за ними?

– О том, что выборов на сегодня нет, и они фальсифицируются, сегодня знает менее половины избирателей. От 60 до 70% опрошенных после выборов говорят, что, по их мнению, выборы прошли абсолютно без нарушений либо без значительных нарушений.

Если мы не участвуем в наблюдении за выборами и не предоставляем обществу конкретные факты этих нарушений и фальсификаций, говорить о том, что власть сама себя избрала незаконно, не приходится. Мы привыкли действовать не голословно, а опираясь на конкретные факты, которые мы собираемся получить во время кампании наблюдения за выборами.

– Движение «За Свободу» заявляет, что воздерживается от выдвижения своего кандидата и поддержки других кандидатов в президентской кампании 2015 года. Означает ли это, что вы будете бойкотировать выборы?

– Нет, не означает. Для того, чтобы инициировать бойкот выборов, должна быть определенная атмосфера в стране. Люди должны сами понимать, что участие в выборах нежелательно, и неучастием они могу высказать власти свой протест. Если опираться на социологические данные, сегодня более 60% опрошенных готовы принять участие в президентских выборах.

Также мы считаем, что во время избирательной кампании, даже в отсутствие единого кандидата, возможно доносить свое мнение избирателям. Это, конечно, худший вариант, чем единый кандидат, но то, что будет присутствовать несколько иных демократических кандидатов, позволит им высказать позиции своих структур и коалиций.

Мы не будем призывать к бойкоту выборов.

– Означает ли это фактический развал коалиции «Народный референдум», раз Движение «За свободу» объявляет, что не будет поддерживать никого, то есть в том числе кандидата, которого выдвинут его партнеры?

– Нет, не означает. Мы не будем поддерживать никого и не будем выдвигать своего кандидата. Если в ближайшее время что-то изменится с выдвижением единого кандидата (в том числе и наше заявление повлияет на это), и оппозиция найдет в себе силы сесть за стол и продолжить переговоры и прийти к какому-либо результату, то наше участие будет активным.

Относительно коалиции (вернее, кампании «Народный референдум», слово «коалиция» мы не употребляем) это могло бы означать развал в одном случае: если бы мы изначально ставили единственной целью выдвижение кандидата на президентские выборы. Такой цели не было.

«Народный референдум» позиционируется как кампания работы с обществом. И выборы – это проходной элемент. Поэтому движение «За свободу» видит свою роль и дальше. В рамках кампании мы займемся общественной работой, встречами с людьми, разработкой реформ по вопросам референдума. Все это мы делаем, независимо от того, проходят в Беларуси выборы или нет.

Есть предварительная договоренность с коллегами, что мы можем координировать такие действия с теми субъектами, которые будут работать в кампании кандидата, если такой кандидат будет от «Народного референдума».

– Будет ли Движение «За Свободу» помогать собирать подписи за выдвижение, например, Татьяны Короткевич?

– По-моему, вопрос так не стоит. Выдвигаются разные кандидаты и вне «Народного референдума». Насколько мне известно, и партия БНФ заявляет о выдвижении своих кандидатов. На сегодняшний день наше отношение к кандидатам от разных структур отображено в нашем заявлении. Если Татьяна Короткевич или Рыгор Костусев пройдут процедуру избрания единым кандидатом, в этом случае мы рассмотрим возможность активного подключения к кампании.

В ином случае нам нужно дождаться появления кандидата от структур, которые занимаются определением кандидата в рамках «Народного референдума» и впоследствии определить форму координации между политической и неполитической частью кампании «Народный референдум». В данный момент мы готовы взять на себя ответственность за неполитическую часть кампании.

Не знаю, будет ли стоять вопрос об участии в сборе подписей. Это отдаленная перспектива. Мы готовы его обсуждать, но пока такого решения нет. Если кандидат будет избран единым, вероятность такого решения возрастает в разы.

– То есть если Татьяна Короткевич или Рыгор Костусев не станут единым кандидатом, то Движение «За свободу» не собирает подписи в их поддержку?

– Как и любого иного кандидата. Если будет процедура по выборам единого, не исключаем, что и от нашего движения может быть претендент.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)