Политика
Анастасия Зеленкова

«Часть общества хотела бы обновления верхушки вертикали, которая сегодня живет этажом выше бога»

«Салідарнасць» поинтересовалась у лидера ОГП, как он отнесся к предпочтениям в голосовании за потенциальных претендентов на пост президента у интернет-аудитории, и что вообще думает о перспективах женщины-кандидата в Беларуси?

Оппозиция еще не определилась с единым кандидатом и участием в выборах-2015 (за последние сутки один за другим звучат отказы от участия в кампании по «чужим» сценариям), а страсти вокруг главной персоны, которая будет противостоять действующему президенту на выборах, накаляются.

Виртуальный выигрыш известной в узких кругах Татьяны Короткевич наверняка не мог оставить равнодушными ее потенциальных соперников. «Салідарнасць» решила поинтересоваться у лидера Объединенной гражданской партии Анатолия Лебедько, как он отнесся к своему проигрышу в онлайн-праймериз у интернет-аудитории.

— Как вы можете оценить результаты опроса, которые провели «Наша нiва» и TUT.BY и согласно которому Короткевич набрала наибольшее количество голосов?

— Если честно, я не видел этого голосования. Но если есть такой интерес, то он объясняется тем, что в обществе имеется спрос на перемены. Есть некоторая психологическая усталость от главного персонажа. Насколько сильно, трудно сказать, потому что в стране очень давно не проводились открытые социологические опросы. Пока это лишь интернет-голосование, среди читателей определенных независимых сайтов. И все же это свидетельствует о том, что определенная часть общества хотела бы обновления верхушки политической вертикали, которая сегодня живет этажом выше бога.

— Да, но, судя по результатам опроса, усталость есть не только от верхушки. Анатолий Лебедько и Александр Лукашенко оказались на одной ступеньке, набрав по 8%, в то время как мало известная широкой аудитории Татьяна Короткевич 38%!

— Это тоже подтверждает то, что есть спрос на перемены. Это первая такая рефлексия. А вторая: если бы, конечно, в стране были свободные и честные выборы, то возможно, через одну-две кампании наши люди научились бы голосовать. И голосовать не только за персоналии, а голосовать за содержание их программ. Просто научились бы политике.

За последние 20 лет ничего этого не было. И многие люди просто не понимают, а что такое выборы: как выбирать, кого выбирать и из-за чего выбирать. Пока я лишь вижу такую вот эмоциональную реакцию на ситуацию.

Другое дело, хотят ли этих перемен большинство белорусов, я вот не знаю. Я недавно приехал из Солигорска. Там настроения самые разные. Есть и тот, кто находится в информационном поле российских каналов. Это очень сложные персонажи. Для них уже даже Лукашенко не является некой иконой. Для них иконой является уже Путин. Эти люди не читают «Нашу нiву», не заходят на «Салідарнасць», не слушают Радыё Свабода. Но это тоже электорат.

Я бы не хотел, чтобы мы остались на неких сайтах с людьми, которые уже за перемены, но без свободных честных выборов. Если мы добьемся в перспективе, и, пусть не в 2015 год, то в следующий выборный, будет что-то похожее на выборы, то мы не будем гадать, чего хотят белорусы – мужчину-политика или женщину-политика, программу, ориентированную на Восток или на Запад?

— А как вы сами относитесь к перспективе побороться за пост единого кандидата с женщиной? Не боитесь ли проиграть и будете ли как-то корректировать свою кампанию?

— Это не есть главный пункт повестки дня для меня и ОГП. Мы как раз пытаемся сконцентрироваться на главном — свободные честные выборы. Вся наша деятельность связана с этим пунктом. Все остальное производное от главного вопроса.

И нет никакой специфики чисто мужской или чисто женской. Это как любой род занятий. Как ремесло. Ты это либо умеешь делать, либо у тебя на это нет таланта. Вне зависимости – мужчина ты или женщина, живешь в Минске или не периферии.

— Абстрагируясь от ситуации, какие плюсы и какие минусы может иметь женщина-кандидат в Беларуси?

— Я такого деления искренне не приемлю. Кстати, тема гендера – одна из приоритетных в ОГП. Беларусь – страна неблагоприятная для женщин. Неважно, кто она – предприниматель, политик — для них очень много дискриминационных табу и запретов. Поэтому мы взяли эту тему. Примечательно также, что избиратель, который голосует за власть в основном это женский электорат.

Думаю, если бы женщина пришла в политику, то качество политики не ухудшилось. Но, с другой стороны, я, например, не сторонник квотировать, что в таких-то структурах должна быть определенная квота для женщин. Я за то, чтобы создать нормальную среду, чтобы у женщин была мотивация приходить и конкурировать. Считаю, что это огромный потенциал для белорусской политики – неважно, это президентская компания или парламентская, местная или выборы руководителей глав регионов.

Но, повторюсь, главная проблема не в этом. Поэтому можно дальше обсуждать все, что угодно, но опять же это будет в рамках кухонной беседы, которая, к сожалению, не имеет практической реализации и воплощения.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)