Скандалы
Людмила Гладкая, СБ Беларусь Сегодня

В Слуцке судят банду рэкетиров, заставлявших людей брать для них кредиты

В Слуцке слушается уникальное по своей дерзости и количеству эпизодов дело: судят вымогателей, заставлявших людей брать для них кредиты до 50 миллионов, а также дорогие товары.

Методы "уговаривания" — от запугиваний и угроз убийством до избиения и удержания жертв в заложниках, пока те не дадут согласия стать кредитополучателями. Потерпевшими по делу проходят 29 молодых людей из Борисова, Минска, Солигорска, Слуцкого, Клецкого, Дзержинского и Стародорожского районов. Почти половина жертв — из деревень Копыльского района, откуда родом и сами обвиняемые. И это лишь те пострадавшие, которых удалось установить и которые осмелились выступить против своих мучителей в суде.

Вымогателей пятеро, возраст — от 21 до 25 лет. Сейчас все они на скамье подсудимых. Двое из обвиняемых, в числе которых организатор группы, — родные братья Сергей и Толя Ж. Фамилии фигурантов пока называть не будем, поскольку суд еще не поставил точку в этой истории. Данные других участников процесса тоже изменены. Младшему из братьев, Сергею, сейчас 22 года. По мнению следствия, именно он организовал преступную группу, став ее лидером. Первую судимость, за кражу, получил еще 16-летним подростком. Затем тоже были кражи, хулиганства... На свободу вышел в августе 2012-го и спустя год с сообщниками стал промышлять вымогательством, грабежами, мошенничеством, тайными хищениями имущества, принуждением к сделкам, похищением людей с незаконным лишением свободы. Роли распределялись четко. Кто-то бил жертв, кто-то занимался психологическим прессингом, сопровождал в банки и магазины для оформления договоров, кто-то был водителем машин, на которых перевозили потерпевших.

Жертв выбирали в основном среди знакомых. При этом "кандидаты" должны были иметь официальную работу и подходящую зарплату, но главное — поддаваться влиянию. Затем они просили человека (нередко подпаивая) или сразу требовали отдать им некую сумму, если ее нет, то взять кредит. Отказ не принимался: человека избивали, угрожая жестокой расправой. В банке его сопровождали вплоть до передачи преступникам денег, пластиковых карт или взятых в кредит товаров. В некоторых случаях особо несговорчивых могли подолгу удерживать в арендованных машинах (в основном Jeep Grand Cherokee, Mitsubishi Eclipse, Mitsubishi Lancer, Mazda 6), на съемных квартирах. Были у них радиостанции и мобильные телефоны с СИМ-картами, зарегистрированными на других людей. Имелись наручники, перчатки для рукопашного боя, электрошокер, пневматический и сигнальный пистолеты, которые и без того перепуганные люди принимали за огнестрельное оружие.

Сами потерпевшие рассказывают, что их избивали кого в машине, кого в квартире, на улице, в лесу... В случае неповиновения угрожали убить, запереть в гараже или багажнике. И люди соглашались выполнить любые требования. Причем часто их повторно "ставили на счетчик".

Из показаний свидетеля Т.: «Я заметила, что с сыном что-то не так. Но он ничего не рассказывал, стал замкнутым. Спустя какое-то время сказал, что возьмет кредит».

Мать стала настойчиво обо всем расспрашивать, а когда узнала правду, ужаснулась: «Он рассказал, что есть группа людей, которые его похитили, он отбивался. Рассказывал, как его избивали, что в багажник забросили, кровь была, вывезли за город. Потом сын взял кредит на 16 миллионов, в следующем месяце — еще 50... Он мне сказал, что или убьет вымогателей, или сам повесится. Я могла потерять сына... Он просил никуда не обращаться, мол, если кому-то расскажет, то его уберут. Он очень боялся... Мы договорились, что если те люди снова его потревожат, он звонит мне, говорит определенные слова, и я сообщаю в милицию. Потом он позвонил и сказал: «Мама, под любым предлогом, если меня привезут, не давай им мои права». Они требовали права, чтобы взять машину напрокат. В тот же день я обратилась в милицию. После сына расспрашивал уже следователь из Минска».

Почему же в милицию обратились не сразу, а покорно погашали кредит?

— Мы считали, что нет доказательств. А первое время вообще не могли поверить, что такое сегодня бывает, — заключила Т.

Фото СБ – Беларусь Сегодня

Потерпевший Николай С., отвечая на вопросы гособвинителя, рассказал, что этих людей он с приятелем (оба жили в одной комнате в общежитии) встретил на улице. Среди них был знакомый. Разговорились, решили как-нибудь вместе отдохнуть. Чуть позже они уже выпивали в кафе, потом — в чьей–то квартире... Знали бы Николай и его друг, чем все это закончится. Со слов потерпевших, одного из них в этой квартире обвинили в том, что он якобы украл у компании деньги, били. Тем временем в общежитии на тумбочке Николая откуда–то появились доллары, кошелек, а рано утром вломились новые знакомые и без объяснений стали бить.

— Потом они вдруг спросили, где деньги, которые я у них якобы украл! Начали искать, открыли какой-то кошелек и говорят: мол, где отсюда 30 миллионов? Потом начали угрожать, один из них достал пистолет... Сергей Ж. сказал собираться. Запугал, что если не возьму кредит в 30 миллионов, отвезут меня в лес и подвесят. На улице я убежал и пошел в милицию. Дал показания. В общежитие вернулся с экспертами, они снимали отпечатки, собирали материал. Там уже был мой друг, лицо у него было опухшее, что-то с рукой. Его забрали в милицию, он тоже дал показания.

Еще одному потерпевшему Н. просто заявили: «1.100 долларов с тебя».

А на вопрос, с чего бы это, один из братьев Ж. сказал, что за какой-то обман. — Я не соглашался. Вышли из машины, снова — удар, меня повалили на асфальт. Сказали, что если завтра до обеда не найду деньги, со мной будут разговаривать по-другому. Кто-то из них добавил: «Посидишь в гараже пару дней, одумаешься».

Где взять такую сумму, Н., конечно же, не знал.

— Поедем брать кредит, — коротко пояснили бандиты, добавив: — Если что ляпнешь в банке, будет тебе беда.

Заявку на кредит одобрили, бандиты получили деньги. Позже Н. заставили взять еще 50 миллионов. Эту заявку банк тоже одобрил. К следующей встрече с преступниками потерпевший уже написал заявление в милицию, и о каждом шаге шайки знали оперативники.

Сейчас подсудимые ведут себя довольно нагло, во время процесса ехидно посмеиваются. При предъявлении окончательного обвинения и в целом во время расследования обвиняемые нахально заявляли: "никто никого не избивал, кредиты брать не требовал", "из пистолета не стрелял", "не били, а просто попросили взять кредит". Откуда у их жертв телесные повреждения, говорят, что не знают. Самый распространенный ответ: "не помню, не знаю". От дачи дальнейших показаний пока отказываются.

Однако следствие сочло доводы этой шайки в свою защиту необоснованными: виновность в инкриминируемых им деяниях подтверждается собранными по делу доказательствами, показаниями потерпевших, свидетелей, заключениями экспертов, протоколами очных ставок, осмотра вещественных доказательств и прочим.

Кстати, очередное судебное заседание по этому делу должно было пройти 17 марта. Однако накануне стало известно: обвиняемые в изоляторе временного содержания умудрились устроить дебош, поэтому суд перенесли, а бунтарей на время отвезли в Жодино.

Лично мне кажется, что в ходе суда должна быть оценена и роль банков, которые спокойно раздавали кредиты, не вдаваясь в подробности личностей получателей. И тех обстоятельств, при которых оформлялись кредиты. Думается, можно было заметить, что "клиент" неохотно влезает в кредитные долги...

Особое мнение

Александр Галезник, судья Слуцкого района:

— Вымогательство раньше, в 1990-х годах, было весьма распространено. Я в те годы работал и, бывало, рассматривались дела, где было по 15 обвиняемых. Даже клетку в зале суда пришлось расширить, чтобы вместить их всех. Но чтобы сейчас... Это из ряда вон выходящее дело: теперь преступления, совершенные организованной группой, редкость.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)