Политика
Андрей Федоров, naviny.by

Минск опять ждет от Святого Престола дипломатического чуда?

Пригласив высшее административное должностное лицо в иерархии Святого Престола, белорусские власти, как можно предположить, намерены вновь использовать Ватикан для нормализации отношений с Западом. Но к значительным результатам это, скорее всего, не приведет.

12-15 марта в Беларуси будет находиться с официальным визитом государственный секретарь папы Римского Пьетро Паролин.

Пьетро Паролин, фото ncronline.org.

Дипломатические отношения между Беларусью и Апостольской столицей были установлены еще в ноябре 1992 года, годом позже в Минске появилось и посольство Ватикана.

Но первое заметное событие в двусторонних отношениях произошло лишь десять лет спустя. Во время очередного приезда в Польшу тогдашний папа Иоанн Павел II получил от белорусских католиков приглашение посетить нашу страну. Воспользовавшись этим, Александр Лукашенко предложил свои услуги по организации встречи понтифика с российским патриархом Алексием II.

Правда, из-за категорического неприятия Русской православной церковью эта идея развития не получила, после чего отношения между Минском и Святым Престолом вновь застыли до июня 2008 года, когда в Беларуси побывал предшественник Паролина кардинал Тарчизио Бертоне.

Программа его пребывания выглядела внушительно: переговоры с Лукашенко, митрополитом Филаретом, министром иностранных дел Сергеем Мартыновым и уполномоченным по делам религий и национальностей Леонидом Гуляко.

Основная причина столь высокого внимания к гостю заключалась в далеко не лучшем состоянии отношений между Западом и официальным Минском: последний, как считали аналитики, рассчитывал исправить ситуацию с помощью Ватикана. В частности, приглашение папы посетить Рим, которое привез визитер белорусскому лидеру, могло стать началом прорыва блокады.

Итоги визита Бертоне оказались впечатляющими: было решено начать подготовку конкордата, регулирующего правовое положение костела в Беларуси. Кроме того, папе было направлено ответное приглашение.

Казалось бы, встреча Лукашенко с папой Бенедиктом XVI, состоявшаяся 27 апреля 2009 года, даст сближению новый импульс. Однако после жестоких действий белорусских силовиков в день президентских выборов 2010 года двусторонние контакты пошли на спад.

Более того, в высказываниях белорусской стороны зазвучали открытые упреки. Так, в ноябре 2011 года Лукашенко заявил посетившему Беларусь председателю Папского совета по содействию христианскому единству Курту Коху, что «ожидает от Ватикана более активной позиции по защите интересов Беларуси на Западе».

Трудно сказать, возымело ли это действие (более вероятно, что начало сказываться постепенное смягчение позиции Европы в белорусском вопросе), но, по крайней мере, активные двусторонние контакты возобновились.

Так, в 2012-13 годах Лукашенко встречался с председателем Папского совета по межрелигиозному диалогу Жаном-Луи Тораном и дважды — с апостольским нунцием в Беларуси Клаудио Гуджеротти. Причем во время последней встречи Ватикану была выражена благодарность за поддержку, которую тот оказывает Беларуси в организации налаживания отношений с Европейским союзом.

Александр Лукашенко и Клаудио Гуджеротти. 4 июня 2013 года.

Соответственно, нынешнее приглашение в Минск государственного секретаря папы Римского укрепляет наблюдателей в мысли о попытке белорусской дипломатии вновь отвести Ватикану роль в налаживании отношений с Европой по аналогии со схемой 2008-2009 годов.

Есть ли у Ватикана стимулы защищать Минск?

Вместе с тем по поводу эффективности использования Святого Престола в данной роли имеются серьезные сомнения, что косвенно было признано и самим Лукашенко, заметившим Гуджеротти на упомянутой встрече: «Неважно, будет от этого результат или нет».

Прежде всего, в условиях, когда у Минска и так открыты каналы для непосредственной коммуникации с Брюсселем, от Ватикана требуется скорее поддержка, чем посредничество. Возможно, Рим и не прочь ее оказывать, но тогда логично предположить, что он ожидает неких ответных шагов в плане продвижения своих интересов.

Нельзя отрицать, что в целом ситуация с католической церковью в стране является более или менее спокойной. Строятся новые и реставрируются некоторые старые костелы, имеется четыре учебных заведения, принято решение о создании католического духовно-образовательного центра.

Тем не менее, периодически возникают разного рода конфликты. Достаточно вспомнить, например, историю с ксендзом Владиславом Лазарем, который в позапрошлом году провел несколько месяцев в следственном изоляторе КГБ по подозрению в передаче денег и материальных ценностей человеку, который обвинялся в шпионаже. Или недавние огульные обвинения Гуляко в адрес польских священников в Беларуси, которые Конференция католических епископов назвала «оскорбительными».

Между тем и Лукашенко на пресс-конференции 29 января, отвечая на вопрос о польских священнослужителях, заметил, что «не очень доволен службой некоторых польских представителей на нашей земле».

О нехватке взаимопонимания свидетельствует также то немаловажное обстоятельство, что все анонсированные ранее масштабные проекты, такие как заключение конкордата и визит папы в Беларусь, до сих пор не только не реализованы, но и вообще, похоже, повисли в воздухе.

Так что Ватикан (хотя он, как представляется, в отличие от остальных западных стран, и не слишком сосредоточен на обеспечении демократии и прав человека в Беларуси) не имеет мощного собственного стимула защищать Минск.

Вдобавок, помимо желания, необходимы еще и возможности. А они у Святого Престола в данном аспекте тоже выглядят не такими уж чудодейственными. Как известно, в Соединенных Штатах и примерно половине государств ЕС, в том числе таких значимых, как Германия и Великобритания, католическая религия не является доминирующей.

Как следствие, для них намерения Ватикана мало что значат. Да и остальные едва ли готовы так уж прислушиваться к его призывам (если таковые в самом деле имеют место) принимать во внимание белорусские аргументы — достаточно вспомнить Польшу.

Поэтому трудно ожидать, что нынешний визит государственного секретаря папы Римского приведет к дополнительным сдвигам на западном направлении.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)