Скандалы
Кирилл Иванов, фото budgawl.livejournal.com

«Кто вам порекомендовал город? С какой целью приехали? Зачем вам эти фото?»

Минский блогер написал о том, как милиция Ивья задержала туристов за фотографирование местного ЗАГСа и кинотеатра.

В Байнете появилась очередная история о запрете фотографировать административные здания. Если последние два скандала были связаны с журналистами, то в этот раз в приключения попали простые граждане. Минский блогер budgawl написал на своей странице в «Живом журнале» о том, чем закончилась для компании его друзей поездка в Ивье 7 марта. Приводим историю блогера с сохранением особенностей авторского стиля.

Приключения блогеров в «запретном» Ивье

После беглого знакомства с историей и некоторыми фото из города ожидалось, что поездка будет удачной и интересной, но все впечатления испорчены, отбито любое желание приезжать сюда снова самому или рекомендовать город кому-то. И дело не в плохой погоде или дичайшем беларуском сервисе (все привыкли, даже не буду сейчас вспоминать), а во взглядах на жизнь и в формате работы служителей закона.

История простая, но от того не менее удивительная. Все же слышали недавнем случае с фотографом КП, который фотографировал вечером здание Академии Наук? Хорошо, когда это касается других людей и в целом похоже на попытку зацепить конкретного человека/группу, но плохо, когда затрагивает и тех, чья хата с краю. Некий «внутренний документ», «запрещающий фотографировать административные здания» действительно существует, милиционеры активно на него ссылаются и ловят злобных туристов (нарушителей), например нас.

В момент, когда alkobugi, находясь на центральной площади города Ивье, фотографировала кинотеатр и библиотеку, к ней подошел милиционер.

— А что вы фотографируете? Документы есть? А откуда приехали? Пригласил пройти в отделение, зачем-то запретив пользоваться телефоном.

Остальные (в том числе и я) находились в другом конце площади и лишь случайно заметили процесс. Чибасика и Алину я отправил в сторону вокзала, а сам (подозрительный тип с зеркалкой на шее, как и алкобуги, да еще небритый и со штативом) пошел сдаваться добровольно.

— Добрый день, какие-то проблемы?

— А сейчас выясним, что вы тут делаете.

В отделении долго рассматривали наши паспорта и проверяли наличие судимостей/привлечений. Ничего не нашли и, как мне показалось, немного этим расстроились.

Причиной нашего «задержания», судя по их разговорам, была некая ориентировка на подозрительных лиц, снимающих не то, что нужно. Удивительно, но и ее найти не удалось.

Во время ожидания меня начал пробирать смех — от абсурдности и фантасмагоричности как ситуации, так и вопросов уважаемых милиционеров.

Зачем мы приехали в Ивье? Когда? Как? Кто посоветовал ехать именно в Ивье? Зачем мы вообще куда-то выбираемся, что смотрим и для чего? Зачем нам фото города и именно этих зданий? Где работаем? И прочее, типа «вот займутся вами компетентные органы».

Можно подумать, что выходить из дома в законный выходной — значит вести себя подозрительно, а ехать в другой город с фотоаппаратом в руках и вовсе сродни хулиганству (в лучшем случае!).

После всего уже и на самом деле не знаешь, а зачем нужно ехать в это ваше Ивье?

Где-то через час допросов и бесплодных поисков нарушений нас попросили показать фотографии и удалить те, на которые попали: прокуратура, пожарная часть, исполком, библиотека и даже загс. Загс фотографировать на самом деле можно, во время свадьбы, своей. Спорить уже не хотелось.

После удаления фоток пригласивший нас в отделение милиционер вернул паспорта и извинился за причиненные неудобства «работа у нас такая», бдим, мол.

Ну и хрен с вами, знаем, в какой стране живем. Спасибо, что не 4 часа.

Полученный негатив, наложившийся на предыдущие впечатления, было решено топить в алкоголе из ресторана, единственного кое-как работающего заведения общепита в городе. После снятия стресса двинулись к автостанции, уже и не доставая фотоаппараты в районе площади.

Но дернул черт запечатлеть вывеску парикмахерской «Настюха», расположенной в одном здании с типографией (?!), когда рядом проезжали уже знакомые сотрудники.

Сначала водитель гневно посмотрел в мою сторону и погрозил пальцем, но через минуту компания одумалась, развернулась и догнала нас. В большем количестве, с автоматами и уже куда меньшей доброжелательностью сотрудники погнали волну вопросов и претензий вновь.

«Мы знаем, чем вы тут занимаетесь», «фотографировать типографию нельзя», «ну и что, что парикмахерская», «мы же предупреждали», «откройте книжку по истории Беларуси и смотрите что там есть, фотографируйте костелы и церкви», «нельзя нельзя нельзя», «есть документ», «да вы хоть знаете, что такое административное здание».

В этом потоке сознания никто и не хотел слышать, что мы сами решаем куда и зачем ехать, а внутреннее распоряжение МВД нас не должно касаться.

Уже чуть было не соблазнился на повторную поездку в отделение, где мне обещали показать тот самый «документ», хоть и с угрозой составить протокол.

Только уехать из Ивья потом могло и не получиться, пришлось уйти с миром. Гневом. Печалью.

В связи со всем моим негодованием обращаюсь к вам, френды. Как быть? Ныкаться при съемке (езжу и снимаю много и регулярно), бросить это дело вообще, писать письма в спортлото или случайно влиться в группу намеренно нагло фотографирующих «запрещенные» исполкомы и библиотеки на глазах милиции с последующим засыпанием сотрудников ссылками на законы и вопросами об адекватности требований? Искать совета у юристов?

Что вы (многих ведь касается) вообще думаете обо всем этом?»

«Запрещенные» фото

Позже автор выложил фото, которые якобы вызвали претензии у милиционеров. Он сопроводил снимки комментариями.

Рядом с ДК находится библиотека. «Нельзя» то, что виднеется еще левее

На небольшой огороженной территории находятся РОВД, прокуратура, ОВИР, межрайонный отдел и что-то еще, я даже не разбирался. Так или иначе, все это просматривается («профоткивается») с Самой Главной Центральной Площади города

Предыстория

26 февраля в Минске был задержан фотокорреспондент газеты «Комсомольская правда в Белоруссии» Дмитрий Ласько. У милиционеров возникли претензии к журналисту за то, что он фотографировал здание Академии наук.

Фотографа продержали в отделении милиции четыре часа. Ему объяснили, что запрет снимать административные здания якобы прописан во внутреннем постановлении МВД, появившемся 25 февраля этого года.

Согласно этого документа сотрудники милиции могут задержать для выяснения обстоятельств на три часа, например, за фотографирование ж/д вокзала в Минске.

Вслед за фотографом «КП» в неприятную историю попал фотограф из Глубокого. Змитер Лупач не был пропущен в здание райисполкома после того, как дежурный милиционер нашел в его вещах фотоаппарат. При этом охранник сослался на внутреннее распоряжение госучреждения.

После этих историй Еврорадио на практике проверило, действует ли запрет на фотографирование административных зданий.

Можно, но только осторожно?

Так как документального подтверждения наличия распоряжения журналистам найти не удалось, Белорусская ассоциация журналистов направила в МВД запрос с просьбой подтвердить или опровергнуть факт введения запрета на съемку административных зданий.

В полученном из милицейского ведомства комментария, что внутриведомственное указание, касающееся права сотрудников милиции устанавливать цели фотосъемки административных зданий, «находится в рамках правового поля».

В частности, в соответствии со ст. 25 закона от 17 июля 2007 «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» сотрудники органов внутренних дел в целях выполнения задач в пределах своей компетенции имеют право проверять у граждан при подозрении в совершении ими преступлений, административных правонарушений документы, удостоверяющие их личность, а также документы, необходимые для проверки соблюдения ими правил, надзор и контроль за выполнением которых возложены на органы внутренних дел.

При этом п. 5 положения о документах, удостоверяющих личность, утвержденного указом от 3 июня 2008 № 294, гласит, что владелец документа, удостоверяющего личность, обязан предъявлять его по требованию должностных лиц государственных органов, уполномоченных на проверку документа.

Необходимо отметить, что в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 8.2 Процессуально-исполнительного кодекса Беларуси об административных правонарушениях в целях установления личности лица может применяться такая мера, как административное задержание на срок до 3 часов. Таким образом, внутриведомственное указание находится в рамках правового поля, — говорится в комментарии МВД.

«В Беларуси есть куда поехать и на что посмотреть»

О себе блогер budgawl пишет, что любит кататься по интересным, красивым, необычным местам Беларуси: «Последнее время пытаюсь рассказать и про них, и про то, как туда добраться и что сделать для облегчения пути. В Беларуси есть куда поехать и на что посмотреть, и для этого не нужно почти ничего — минимум денег, день времени и желание».

Будет ли желание у белорусов ездить и фотографировать города в собственной стране теперь, когда милиция с завидным энтузиазмом взялась охранять от фотообъективов административные здания — большой вопрос.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)