Общество
Светлана Метелкина

О том, кто чуть выше Бога

В проекте «20 лет правления Лукашенко» мы вспомнили, как глава государства успел побывать и советником Патриарха, и покорителем дождя и даже целителем неизлечимо больных.

Практически с момента прихода к власти Александр Лукашенко четко очертил свои религиозные взгляды. Так мир узнал о новом теологическом направлении — «православный атеист».

«Я сам два раза в год хожу в церковь, поддерживаю ее. Хотя, если выступаю публично, признаюсь, что атеист, — пояснял Лукашенко свои взгляды в одном из интервью в 1997 году. — Меня митрополит Филарет не раз просил: «Вы уж на людях в атеизме не признавайтесь...».

Советник ставленников Божьих

Правда, такие нестандартные религиозные воззрения не помешали главе государства обзавестись друзьями в лице Патриарха и Митрополита. И даже помогать им в делах церковных. По крайней мере, сам глава государства не раз хвалился своими дружественными связями со ставленниками Бога на земле.

— Сегодня мы с Патриархом, моим великим другом Алексием II, и с Филаретом, нашим Митрополитом, обсуждали эту проблему, — рассказывал Лукашенко журналистам еще в 1997 году.

Далее более. Если верить главе государства, то без его подсказок патриарху вообще с трудом удалось бы руководить Русской православной церковью. Роль советника и информатора Александр Лукашенко примерил на себя в апреле 2009 года, посещая нового главу Русской православной церкви патриарха Кирилла.

Вернувшись домой, руководитель страны рассказал журналистам об итогах переговоров. Оказывается, белорусский лидер сообщил Кириллу о решениях «большой двадцатки» в Лондоне, «он мне прямо признался, что я глаза открыл на многие вещи, потому что он отстранено был от этих фактов». По словам Лукашенко, патриарх попросил его заезжать к нему «в любой приезд в Москву ну хоть на минуту домой, в епархию, в патриарший дом этот... подсказать».

Заклинатель бурь и укротитель снегов

Да что там Патриарх! Человек, который умеет повелевать погодой, в посредничестве с Богом не нуждается. Даже ребенок знает, что в нашей стране солнце светит не само по себе, а перепады температур — отнюдь не следствие перемещения циклонов и антициклонов. Роль предсказателя погоды Лукашенко берет на себя часто и с удовольствием. Причем надо признать, что с этими предсказаниями у главы государства получается лучше, чем с прогнозами по отрицательному сальдо.

Так, Лукашенко точно умеет «предугадать», что весной снег растает, после засухи придут дожди, а на Октябрьской площади в день выборов лучше не собираться ввиду страшной метели.

Прогнозы по таянию снегов – наиболее сильное место в предсказаниях главы государства. Еще ни разу такого не случалось, чтобы после обещания Александра Григорьевича снег остался лежать до лета.

— Выпавший в марте снег — это не страшно. Мартовского снега бояться не надо. Он уйдет с туманами, будет потихоньку подтаивать, — пообещал Лукашенко в начале апреля 2013 года.

И точно! Снег растаял — президент выполнил свое обещание.

Кстати, о том, что глава государства может повелевать бурями и метелями, в Беларуси известно давно. Еще в марте 2006-го, аккурат в день выборов, это смогли прочувствовать все собравшиеся на площади в знак протеста против фальсификаций. Неожиданно поднявшуюся прямо над митингующими метель Лукашенко объяснил тем, что «Бог был с белорусским народом». Намекая на то, что оппозиция прогневила высшие силы, глава государства заявил: «Нигде такой жуткой метели не было, как в Минске именно над этой площадью». Тот факт, что выпавшие осадки сильно напоминали искусственный снег, подобный тому, которым усыпают горнолыжные спуски, Александр Григорьевич пояснять не стал, оставив это на совести Всевышнего.

Как мы помним, через несколько дней «высшие силы» повторили подобную акцию на том же самом месте над головами тех же недовольных граждан.

Известен Лукашенко и как человек, способный сам вызывать дождь. До сих пор на слуху его слова, сказанные на селекторном совещании в 1996 году по поводу уборки урожая. Тогда Лукашенко, обращаясь к руководителю одной из областей, прямо заявил: «Ты три раза жаловался на засуху. Я тебе дождь дал!» (Из выступления по БТ. 1996 год, 29 июля.)

Позже эта фраза стала поводом для многочисленных шуток.

Однако столь удивительные способности главы государства сам президент и его окружение объясняют просто и без ложной скромности. На совещании в 2004 году между Лукашенко и председателем Брестского облисполкома Константином Сумаром состоялся такой диалог:

Лукашенко: Справитесь ли с уборкой?

Сумар: Я не хотел бы с Богом спорить, уважаемый Александр Григорьевич. Вы же видите, какая погода.

Лукашенко: Я же не Бог.

Сумар: Вы немножко выше!

Лукашенко: Спасибо.

В своей книге «Случайный президент» Светлана Калинкина и Павел Шеремет вспоминают эпизод, когда во время посещения кафедрального собора в Минске на Пасху верующие встретили президента традиционным для этого праздника приветствием: «Христос воскрес!». «Спасибо», — скромно и с достоинством отвечал глава государства.

Встань и иди!

«Он так часто повторяет, что спас Беларусь от развала и гибели, в которой она якобы пребывала в начале 1990-х, что органически вжился в образ Спасителя, Создателя белорусской государственности, Помазанника народного... Когда управляешь в стране всем и вся, граница между земным и божественным исчезает», — пишет Валерий Карбалевич в своей книге «Политический портрет Лукашенко».

Да и сам глава государства не раз упоминает о своей избранности (в божественном смысле слова).

— Я рос человеком, который не верит в судьбу. Но особенно после президентских выборов я подумал, что какие-то есть сверхъестественные силы, которые человека ведут в этой жизни, заявлял глава государства еще в далеком 1995 году.

С тех пор Александр Лукашенко часто говорит о себе, как о святом: «я безгрешен»; «я самый чистый президент в мире!» (из выступления Лукашенко по БТ, 2002, 17 сентября).

Любопытные примеры приводит Валерий Карбалевич о том, как в интерпретации Лукашенко сила его влияния на людей столь велика, что позволяет, как Иисусу Христу, поднимать, возрождать к жизни тяжелобольных:

«И когда я приезжал в какой-нибудь город, тысячи приходили и слушали Лукашенко. Я помню, как люди наперекор власти шли и слушали Лукашенко. Я помню, как шло голосование во втором туре и мои доверенные лица докладывали, как ветераны войны, годами не поднимавшиеся с постели, как старик цеплялся за спинку кровати и тянулся: «Я, говорит, пойду за Лукашенко голосовать, поднимите меня!». (СБ. 2006, 7 марта).

«И вот они больные, с этими палками, клюшками, шли за меня голосовать. Как в Священном Писании: «Встань и иди». (Завтра, 2009, 10 июня).

«Вдруг несколько первых ветеранов получают приглашение в представительство посольства Республики Беларусь, и там им вручают медали по случаю этого юбилея. Вы знаете, какой это был восторг. И даже приходил ко мне руководитель ветеранского совета и говорит: «Один человек, который долго лежал, поднялся с кровати, рыдал и встал на ноги». Я говорю: «Что, он ходит?» — «Еще не ходит, но будет ходить»». (Из выступления по Белорусскому радио, 2005, 23 ноября).

В общем, удивительное рядом. Вот только возникает вопрос, почему чудесные способности главы государства распространяются далеко не на всё?

Почему, например, заставить неизлечимо больного подняться с постели у Александра Лукашенко получается, а вот поднять экономику никак? Почему вызвать на Беларусь снежные бури и водные потоки выходит, а вот инвесторов что-то не очень? И почему накормить страждущих речами нет проблем, а страну без российских кредитов увы?

Странное какое-то чудо! Однобокое. А может, просто объявить себя избранным высшими силами еще не значит быть избранным собственным народом?

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 5(1)