Общество
Кирилл Иванов

Как в Беларуси боролись с разгильдяйством, расточительностью и бюрократией

В 2014-м планируется принять Директиву №5, призванную повысить эффективность агропромышленного комплекса. «Салідарнасць» выяснила, как живется первым четырем директивам.

Пятая по счету директива называется «О мерах по повышению конкурентоспособности сельскохозяйственных организаций и престижа работы в агропромышленном комплексе». По словам министра сельского хозяйства и продовольствия Леонида Зайца, в ней будет изложена основа экономической реформы. Впрочем, пусть никого не смущает слово «реформа». Как отметил министр, АПК по-прежнему будет выполнять свою роль по обеспечению продовольственного рынка государства, реализуя излишки на экспорт.

Пока проект директивы изучает глава государства, вспомним, какие задачи ставили перед собой предыдущие директивы, и постараемся оценить их эффективность.

Как укрепляли безопасность и дисциплину

С момента подписания Директивы №1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» прошло 10 лет. Документ начинается с упоминания двух резонансных ЧП 2003-2004 года: пожара в Козловщинском психоневрологическом доме-интернате в Гродненской области, в котором погиб 31 пациент, и обрушения крыши в Краснопольской средней школе № 1 Могилевской области, в результате которого погибли 5 человек. Далее говорится о причинах чрезвычайных ситуаций, нарушениях трудовой дисциплины, производственного травматизма и дорожно-транспортных происшествий.

Директива предписывала госорганам провести повсеместное обследование объектов социально-бытового и культурного назначения независимо от форм собственности.

КГБ, МВД совместно с Минтранспорта и коммуникаций, Госкомавиации, Белорусской железной дорогой и Мингорисполкомом предписывалось «разработать и осуществить дополнительные организационные, режимные и иные меры, обеспечивающие безопасность перевозок пассажиров, особенно воздушным, железнодорожным транспортом и в Минском метрополитене».

О том, насколько эффективными были эти мероприятия можно судить по ряду событий, произошедших за последнее десятилетие.

18 декабря 2008 г. в Сморгони (Гродненская область) обрушился участок стены и кровли в школе №2. В результате никто не пострадал.

25 октября 2010 г. на предприятии «Пинскдрев — ДСП» произошел взрыв, за ним последовал пожар. Погибли 14 человек. Следствие установило, что с 2000 года из-за грубого нарушения правил пожарной безопасности на предприятии произошло шесть пожаров.

Самым же громким ЧП стал теракт в минском метро 11 апреля 2011-го, унесший жизни 15 человек. Согласно версии следствия, поддержанной судом, его совершили рядовые граждане. Более того, по официальной версии, Дмитрий Коновалов и Владислав Ковалев совершенствовались во взрывном деле начиная с 1999-го. В 2005-м они дважды на улицах Витебска взорвали самодельные бомбы, а в 2008-м Коновалов подорвал самодельное устройство среди отдыхающих на День Независимости.

И немного статистики. По данным Минтруда и соцзащиты, уровень производственного травматизма начиная с 2011 г. заметно снизился, однако, количество погибших на производстве остается стабильно высоким. В 2010-м на производстве погибли 234 человека, 2011-м — 195, 2012-м — 169, 2013-м — 168.

Лидер профсоюза радиоэлектронной промышленности Геннадий Федынич в одном из комментариев СМИ объяснил, что многие факты нарушения трудовой дисциплины, в том числе и случаи травматизма и гибели, скрываются руководством предприятий, чтобы не портить статистику.

Как боролись с бюрократией

27 декабря 2006 года переизбранный в третий раз Александр Лукашенко подписал Директиву №2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата».

В мотивировочной части подчеркивалось, что «страна динамично развивается во всех сферах жизнедеятельности государства и общества», но, «однако отдельные негативные факты проявления бюрократизма в деятельности государственного аппарата значительно снижают возможность нашего движения вперед»

О том, насколько были действенны меры по дебюрократизации, можно судить по публикациям в прессе годы спустя.

В феврале 2012-го посол Франции в Беларуси Мишель Ренери в одном из интервью рассказал, почему у ряда французских инвесторов не сложились отношения с белорусскими партнерами. Одной из первых причин он назвал сложность белорусской бюрократии, которая «просто отбила желание у многих потенциальных инвесторов, в частности, в отрасли страхования и сельского хозяйства».

Выступая с посланием парламенту и народу в мае того же года Лукашенко подтвердил слова посла, заявив, что «инвесторам в Беларуси мешает бюрократия».

«Белорусская бюрократия непобедима?» писал в конце 2012-го портал naviny.by. Статья появилась в разгар обсуждения нашумевшего заявления Лукашенко о тотальном сокращении госаппарата, в том числе силовиков и сотрудников собственной администрации. Одной из основных проблем белорусского бюрократического аппарата в статье называется не численность госслужащих, а обилие функций и задач, законодательно закрепленными за чиновниками. А также система принятия решений, в рамках которой практически все проекты должны пройти одобрение сверху и оцениваются не с позиции эффективности, а с позиции близости руководства того или иного госоргана к президенту.

Резюме статьи: реформа госуправления не даст эффекта, если ограничится сокращением госслужащих, и тем более — если сохранится оценка эффективности системы госуправления с позиции исполнения плановых показателей.

Как экономили и сберегали

Директива №3 «Экономия и бережливость — главные факторы экономической безопасности государства» была подписана в июне 2007 года. Одной из основных задач, сформулированных в ней, была диверсификация поставок в страну нефти, природного газа, электроэнергии, угля и ядерного топлива, обеспечивающая, начиная с 2020-го импорт из одной страны-поставщика не более 65 % объема потребляемых энергоресурсов. А также снижение энергоемкости валового внутреннего продукта в 2015-м не менее чем на 50 % к уровню 2005– го.

И если в решении второй задачи Беларусь демонстрирует определенные успехи, опережая по этому показателю соседей по СНГ, то с первой задачей все не так оптимистично.

По данным, опубликованным Секретариатом Энергетической Хартии в 2013-м, доля доминирующего поставщика энергоресурсов (т.е. России) составляет около 85 %. Беларусь импортирует из РФ около 99 % природного газа и около 89% сырой нефти. Энергетическая зависимость от России еще больше выросла после того, как строительство первой белорусской АЭС доверили российским специалистам.

Напомним и о скандале, связанном с планами правительства увеличить долю местного топлива в энергетическом балансе за счет торфоразработки уникальных болот. Это решение вызвало протест у экологов и неравнодушной общественности. Ряд экологических организаций инициировали общественную капанию по сохранению водно-болотных угодий на особо охраняемых природных территориях.

Как развивали предпринимательскую инициативу

В последний день 2010-го Лукашенко подписал Директиву №4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь». На бумаге все выглядит многообещающе, учитывая то, что пережили предприниматели в последнем десятилетии. Массовые забастовки, голодовки, многотысячные уличные акции и суды над наиболее активными их участниками.

Что мы видим в данный момент? Вступление в Таможенный союз поставило белорусских предпринимателей перед новыми вызовами. Проект указа Лукашенко «О некоторых вопросах регулирования предпринимательской деятельности и реализации товаров индивидуальными предпринимателями и иными физическими лицами» обязует ИП

документально подтверждать покупку товаров на территории союза. Лидеры предпринимателей обратились к властям с предупреждением о том, что это лишит десятки тысяч людей работы. Предприниматели пригрозили забастовкам. Лукашенко назвал это заявление шантажом и пообещал «не допустить в Беларуси Майдана».

Об успехах стимулирования деловой активности можно судить по результатам впервые проведенного в Беларуси измерения Индекса делового оптимизма. Начиная с апреля 2012-го в четыре этапа опросили 500 бизнесменов — ИП, представителей малых, средних и крупных компаний Беларуси. Значение индекса во всех четырех случаях были близки к нулю, что интерпретируется как «умеренный скептицизм», для которого характерно доминирование «стратегии выжидания».

На четвертом этапе измерения ИДО были зафиксированы наиболее пессимистические оценки перспектив развития собственного бизнеса опрошенных и белорусской экономики в целом. 65,6 % предпринимателей ожидали ухудшения состояния белорусской экономики в ближайшие полгода, а ухудшения состояния собственного бизнеса — 46,6 %.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)