Общество
Татьяна Гусева

Рейтинг запрещенных маек. А, судя по обычным, белорусов тянет к суперменам

«Салідарнасць» собрала в список футболки, за ношение которых в Беларуси их владельцев закрывали на сутки или приговаривали к сумасшедшим штрафам. Также мы разузнали, какие майки пользуются в нашей стране наибольшей популярностью.

Привет из Серебрянки

Четверо сотрудников интернет-проекта Serabranka.by в конце сентября пришли на фестиваль бега в футболках с портретом экс-кандидата в президенты и надписью «Серабранка — за спорт, Беларусь і Статкевіча».

Вместо участия в забеге ребята оказались на нарах Окрестина, где и провели выходные. Их обвинили в нарушении установленного порядка проведения пикетирования. На суде над сотрудниками интернет-ресурса свидетели-спецназовцы – заявили, что подсудимые на марафоне бега были одеты в эти майки и своим видом привлекали к себе внимание.

Суд Центрального района Минска оштрафовал каждого обладателя футболки с портретом политзаключенного на 2 млн рублей. Сами майки были изъяты в качестве вещдока.

«Четырежды президент — нет! Это не президент, а царь-самозванец!»

На митинг в Куропатах житель Гомеля Юрий Рубцов пришел в майке. Надпись спереди гласила: «Лукашенко, уходи», сзади — «Четырежды президент — нет! Это не президент, а царь-самозванец!».

Перед началом шествия сотрудники милиции рекомендовали Рубцову снять майку во избежание инцидентов, однако он отказался это сделать, ссылаясь на то, что законов, запрещающих носить подобную одежду, в Беларуси нет.

Вскоре после митинга Рубцова задержали недалеко от урочища Куропаты. 4 ноября решением суда Советского района гомельчанина наказали тремя сутками ареста за неповиновение сотрудникам милиции.

— Лукашенко сам сказал: «Когда народ мне скажет «уходи», я и уйду». Вот я и говорю ему «уходи». Выборов у нас в стране нет, и через выборы народ не может сказать «Лукашенко, уходи», — так Юрий Рубцов объяснил журналистам свой поступок.

Кстати, в милиции майку у Рубцова, как и в предыдущем случае, изъяли. «Я им предложил еще трусы», — поделился он.

«За Беларусь без диктатуры»

Житель Столбцовского района стал третьим за эту осень, кто был задержан за ношение определнной футболки. Леонида Смовжа задержали после митинга памяти жертв сталинизма в Лошицком яре. На его майке было написано: «За Беларусь без Лукашэнко» и «За Беларусь без диктатуры».

В интервью «Радыё Свабода» мужчина объяснил, что надел ее, потому что протестует против несправедливости — на протяжении нескольких лет он не может устроиться на работу, а теперь боится попасть под действие закона о тунеядцах, который готовят власти.

Суд Ленинского района Минска признал Смовжа виновным в неподчинении законным требованиям должностного лица при исполнении служебных обязанностей и назначил ему 5 суток ареста.

Владимир Цеслер: «Майки всегда были социальной темой»

– Ого, какие страсти кипят! – удивился дизайнер Владимир Цеслер, узнав об арестах и штрафах, которым подвергли белорусов, не побоявшихся таким образом продемонстрировать свою гражданскую позицию.

– Мне кажется, если человек надевает майку с надписью «За Беларусь без Лукашенко», он в принципе понимает, чем это закончится, – делится мнением собеседник. – Ясно ведь, что того, кто носит майку цветов официального флага, задерживать не будут. Интересно, кстати, что делают с майками, которые отобрали?

Владимир Цеслер придумал дизайн не одного десятка маек. Среди них есть и такие слоганы: «Sorry Ericcson», «Beri Bosch i Ebosch», «Merry Crisis!», «Dranik Land. Welcome to Belarus», «Peace Dets», «Policment», «эЙУХнем»

Правда, о последствиях, которые постигли обладателей этих футболок, автор ничего не знает.

– Как-то мне прислали фотографию Стинга в майке «НЕ смяротнаму пакаранню», – вспоминает Цеслер.

– Вы видели когда-нибудь, чтобы футболка стоила 2 млн рублей (на такую сумму оштрафовали сотрудников интернет-проекта Serabranka.by за майку с портретом Статкевича – прим. «С»)?

– У меня есть один знакомый, который в Москве в бутике купил майку за 250 долларов. Было очень жарко, он сорвал этикетки и пошел на кассу. У него были деньги, но он возмутился, когда узнал, сколько она стоит. Потом ее всем показывал.

Эксклюзивная майка может стоить, сколько хочешь, считает Владимир Цеслер. Если майка – шедевр – она может стать коллекционной.

– Майка в принципе – это социальная тема. Когда человек надевает майку с какой-то надписью, он хочет обратить на себя внимание, – заключает дизайнер и напоследок рассказывает историю: – Одна девушка купила майку, уверенная, что на ней написано «Coco Chanel. Paris». Через неделю она заметила, что надпись другая: «Gogol. Chinel. Povest». И принесла ее обратно.

«Судя по майкам, белорусы хотят быть суперменами»

Майка для белоруса больше, чем просто майка. В этом корреспондент «Салідарнасці» убедилась, побеседовав с сотрудницей cети мастерских именных подарков Maiki.by.

– Никаких провокационных и эпатирующих маек люди не заказывают, – рассказала она. – Любят суперменов и бэтменов. На героев всех потянуло. Заказывают надписи «супер-мама, папа, бабушка и дедушка».

По мнению сотрудницы, это говорит о том, что белорусов не вполне устраивает действительность: им хочется быть кем-то большим.

Самое популярное изображение этого года – рыбак, на спине которого написано: «Пришел недавно», «Не клюет» или «Водку буду».

Некоторые хотят носить на груди портрет любимого человека или свою университетскую группу 80-го года выпуска.

Бывает, клиенты просят нанести на майку портрет Эйнштейна или Дали. Изображения известных белорусов иногда выбирают школьники, которым задали реферат.

Революционных деятелей не заказывают, зато любят национальные орнаменты, гербы и флаги.

– Какой именно герб – «Пагоню» или официальный? – уточняю.

– Заказывают и тот, и другой, – говорит сотрудница.

И напоследок парадокс: штраф за майку с портретом Статкевича в среднем потянет на десять маек с изображением на заказ.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)