Общество
Змитер Лукашук, Еврорадио

«Наказание за пьянку за рулем отменить через суд практически невозможно»

Угроза в один момент превратиться из водителя в пешехода стала реальностью — с 24 октября вступил в силу закон о конфискации автомобилей у нетрезвых водителей.

Но для самих гаишников ничего не поменялось, утверждает сотрудник ГАИ МВД Александр Занимон.

Александр Занимон: "Порядок ведения административного процесса никак не зависит от размера наказания, которые накладывается на водителя-нарушителя. Есть права и обязанности в рамках административного процесса независимо от того, какой штраф — 35 базовых величин (на такую сумму штрафовали за управление авто в нетрезвом состоянии до 24 октября. — прим. Еврорадио), что он 75 базовых величин (с 24 октября штраф нетрезвым водителям увеличился с 50 до 100 базовых величин. — прим. Еврорадио)".

Зато многое изменилось для водителей. Кроме значительно большего размера штрафа, любителям сесть за руль "подшофе" угрожает конфискация авто и даже лишение свободы. Сел второй раз нетрезвым за руль — отдай машину государству. А если по вине пьяного водителя причинено тяжелое телесное повреждение или погиб человек, то можно получить от шести месяцев до семи лет лишения свободы. За гибель двух и более человек в ДТП по вине нетрезвого водителя будет предусматриваться от 4 до 10 лет заключения.

Как это изменит ситуацию на дорогах? Юрист, создатель сайта "Стоп-ГАИ" Александр Стариченко уверен, что теперь не только от сотрудников ГАИ будут чаще пытаться "откупиться" на месте, но и значительно увеличится количество попыток нетрезвых нарушителей скрыться от инспекторов.

В ответ на это сотрудник отдела агитации и пропаганды республиканской ГАИ Александр Бруй улыбается.

Александр Бруй: "Не знаю, где вы таких водителей встречаете (тех, кто пытается дать гаишнику взятку. — прим. Еврорадио)! Это все мнения неизвестно кого и неизвестно почему (об увеличении попыток скрыться от инспекторов. — прим. Еврорадио)".

Ко всему, уверен Александр Стариченко, не исключено, что сотрудники ГАИ специально будут задерживать машины с целью конфискации "на заказ". Либо просто выполнять план по конфискациям. В ответ собеседники Еврорадио в погонах обращают внимание на то, что решение о конфискации принимает суд по материалам уголовного дела, возбужденного Следственным комитетом.

Но ведь начинается все с протокола, составленного сотрудником ГАИ! И тут даже до этого закона о конфискации было множество спорных ситуаций. Так, в октябре 2011 года за отказ от медицинского освидетельствования и управление автомобилем в нетрезвом состоянии инспекторы ГАИ лишили минчанку Ольгу Высочанскую прав. Причем состояние водителя они определили на глаз, без помощи алкотестера, а отвезти ее на освидетельствование отказались... сами гаишники!

Ольга Высочанская: "Мне предъявили протокол об административном правонарушении — "отказ от прохождения медицинского освидетельствования". Говорю: "Как я могла отказаться, если я не отказывалась? Давайте сядем в мою машину, сядьте за руль, или давайте на вашей машине поедем и пройдем!". На что инспекторы отвечают: "Мы не можем — у нас лимит на топливо и где-то там авария — мы спешим и нам надо ехать".

У гаишников даже алкотестера в машине не было, чтобы провести экспресс-анализ, утверждает Ольга. И уже два года безуспешно пытается доказать свою невиновность. Прошла все возможные инстанции — от районных до Верховного суда. Но безрезультатно. Правда, и останавливаться женщина не собирается: на днях Фрунзенский суд столицы оставил наказание неизменным, она написала жалобу в городской суд и планирует второй раз дойти до суда Верховного. Хоть Александр Стариченко и говорит, что наказание за управление в нетрезвом состоянии оспорить практически невозможно.

К слову, несмотря на то, что в новом законе отдельно прописана ответственность водителя за отказ от медицинского освидетельствования, оно не стало обязательным.

Александр Занимон: "Решает лицо, которое ведет административный процесс (составляет протокол о правонарушении. — прим. Еврорадио): он проводит освидетельствование либо с участием специалиста, либо — без. При наличии прибора, который обнаружит у водителя, к примеру, 1 промилле (медосвидетельствование не нужно. — прим. Еврорадио)".

Своеобразную точку в рассуждениях, как будут складываться отношения между водителями и гаишниками дальше, ставит руководитель пресс-службы Генпрокуратуры Петр Киселев.

Петр Киселев: "Гаишники есть гаишники — к ним все относятся своеобразно, хоть без них и не обойтись. А по закону вопросов насыпалось много. Сейчас и между специалистами обсуждения идут. Но точки всегда расставляет практика — практика, как оно будет применяться".

Правда, это больше похоже на многоточие...

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)