«Онищенко — это уже не фамилия, а должность»

Сообщение об отставке Роспотребнадзора и последующие за ним комментарии сами по себе стали событием.

Редко когда заявления даже четырех высокопоставленных чиновников не могут внести в обсуждаемый вопрос элементарную ясность.

Объявление об отставке главного санитарного врача, главы Роспотребнадзора Геннадия Онищенко вице-премьер по социальным вопросам Ольга Голодец сделала в Пекине, где она находится с официальным визитом в делегации главы правительства. По ее словам, у Онищенко истек срок полномочий и следующей главой ведомства станет его заместитель Анна Попова.

Геннадия Онищенко, по сообщениям источника «Интерфакса», заявление застало в рабочем кабинете. Еще вчера он отмечал свой день рождения, а в воскресенье давал большое интервью Владимиру Соловьеву и выглядел весьма уверенным в себе. Сперва отказавшись комментировать свою отставку, чуть позже он все же выступил с опровержением: «Странный персонаж, сделавший это заявление, не относится к числу людей, принимающих решение».

«Странный персонаж», к слову, находится несколько выше по госслужбе и является одним из кураторов в правительстве, в том числе Роспотребнадзора. Решение о назначении и увольнении главы федеральной службы и правда принимает не совсем он, а премьер-министр, по представлению профильного министра.

Профильного министра здравоохранения Веронику Скворцову новость застала во время выступления в рамках «правительственного часа» в Государственной думе. Процедурных тонкостей и окончательного решения ей, по всей видимости, на тот момент известно не было: туманный комментарий министра гласил, что об официальной отставке ей ничего не известно, но «из системы охраны здоровья граждан Геннадий Григорьевич никуда не уйдет».

Пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова комментировала сообщение из того же Пекина. По ее словам, никакого распоряжения об увольнении в природе нет и не было, а решение о работе Онищенко примет председатель правительства. Чисто бюрократически Тимакова не опровергла сам факт ухода главы Роспотребнадзора: дело в том, что никакого распоряжения или увольнения и не нужно, чиновник несколько лет назад достиг пенсионного возраста, и каждый раз после дня рождения ему просто продлевали на год контракт. В этот раз, согласно сообщению источников «Интерфакса», контракт продлевать не стали.

Официального и окончательного подтверждения того факта, что Онищенко может вскоре освободить кабинет, который занимал с 2004 года, еще не прозвучало, но ясно, что принципиальное решение если уже не принято, то как минимум обсуждалось.

Вина вице-премьера Голодец заключалась лишь в том, что она излишне поспешила с официальным объявлением, до улаживания всех формальных тонкостей. Не исключено, что это был даже личный порыв — в повышенных симпатиях к главному санитарному врачу Ольга Голодец ранее замечена не была.

До сегодняшнего дня лишь два высокопоставленных чиновника осмеливались оспаривать собственное увольнение. Первым был мэр Москвы Юрий Лужков, отказавшийся вступать в полемику с источником в Кремле и добровольно сложить полномочия и в итоге дождавшийся первого и единственного губернаторского увольнения по утрате доверия президента Медведева: указ был подписан все в том же Китае.

Вторым — вице-премьер Алексей Кудрин, пожелавший «посоветоваться с премьером» Владимиром Путиным, когда уже почти бывший президент Медведев предложил ему покинуть команду. Около нескольких часов спикеры обсуждали тонкости бюрократической процедуры, наличие представления премьера и неоспоримость решения президента.

То, что Геннадий Онищенко так лихо откомментировал высказывание вышестоящего руководства, следствие не только его известной разговорчивости, но и собственного осознания того факта, что он действительно один из самых известных чиновников последних лет. В глазах многих россиян назначенная полтора года назад вице-премьер на его фоне, действительно, пока еще «странный персонаж».

Дотошная ссылка на закон в оспаривании собственного увольнения у санитарных врачей нынче в моде: всего год назад уволенный главный санитарный врач Москвы Николай Филатов обещал судиться с Онищенко, утверждая, что не он, а министр здравоохранения принимает решение об увольнении. К тому же беспорядочность в комментариях официальных лиц сама по себе уже не является новостью: достаточно вспомнить историю с хакерами, которые с иркутских IP-адресов якобы взломали правительственную почту и разослали ложные сообщения об отставке главы РЖД Владимира Якунина.

Онищенко — фигура в российской политике практически незаменимая. Он объяснял нам, чем плохи грузинские и молдавские вина, что несут в себе европейские огурцы, белорусское молоко, конфеты Roschen и сыр «Сваля». Все всё понимали, и он тоже понимал, но всегда привычно исключал политическую подоплеку любого дела.

Он не пил, не курил и призывал к этому россиян. Он остерегал от походов на протестные митинги во избежание гриппа. Он, в конце концов, предложил распустить Госдуму, если та не примет антитабачный закон. Он наш любимец, наш МИД, наше гражданское общество, наш локальный Жириновский и наш проводник воли государства. Он лидер по карикатурам в интернете и пародиям на телеэкране, наряду с Анастасией Волочковой и Филиппом Киркоровым. Он – идеальный публичный политик «партии потребителей и защиты России от недружественных продуктов», каких сейчас не хватает власти.

При всем при этом Онищенко, скорее всего, останется на госслужбе. Судя по логике последних назначений, в ранге, предположим, помощника президента. Онищенко — это уже не фамилия, а должность. В любом случае, новой главе ведомства перерасти его в этом качестве будет крайне непросто.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)