Экономика
Сергей Стаховский

«Реальность может оказаться еще острее»

Совместный план правительства и Нацбанка по структурному реформированию экономики передан представителям МВФ. Прогноз, насколько «выполнима миссия», – в экспресс-комментарии «Салідарнасцi».

– На самом деле этот план адресован не МВФ, а белорусской экономике, – отмечает экономист Сергей Чалый. – Как минимум его краткосрочная составляющая до конца 2013 года вызвана насущной необходимостью не допустить развития кризисных событий в отечественной экономике. Средне- и долгосрочные меры, когда речь идет об «устойчивом экономическом развитии», практически является признанием того, что прошлая и существующая экономическая модель несет элемент, приводящий к повторению валютных кризисов каждые два года. Если отказаться от политики кредитования госпрограмм и искусственной накрутки доходов населения, что и было предложено в качестве мер решения, финансирование госпрограмм будет зависеть от реальных источников прибыли.

Это означает, что теоретически можем получить бескризисный рост. Очень низкий. Примерно в рамках 1-3%. Разумеется, рост доходов населения тоже сократится весьма значительно, куда меньше декларированных ныне 500 долларов.

Эксперт отмечает, что сложившаяся ситуация делает Беларусь заложницей Таможенного союза:

– Не стимулируя темпы экономического роста искусственно, мы получаем очень умеренный бескризисный прирост, который, по сути, является пресловутой стабильностью. Но у соседей по ТС – в той же России – темпы роста выше. Мы будем терять рабочие руки, и даже стабильно низкий темп роста экономики в Беларуси некому будет создавать.

По словам собеседника «Салідарнасцi», белорусская экономическая модель построена на схеме неэффективного использования финансовых и трудовых ресурсов. Поэтому единственный способ уберечь экономику от потрясений – менять всю систему.

– Президент сам хвалился, что мы не закрыли ни одного предприятия. Спасение «живых мертвецов» в лице того же Камвольного комбината означает, что государство забирает деньги у тех, кто производит, и отдаем тем, кто ничего не зарабатывает. Занятость у нас избыточна, особенно на госпредприятиях. Вывод простой: мы построили систему, в которой нам говорят, что с каждым годом мы живем все лучше, но раз в два года кризисы возвращают белорусов на грешную землю.

«Нужно перестать противиться нормальным рыночным силам»

– Если план, продемонстрированный МВФ принят серьезно, а не как очередная декларация намерений, то следует немедленно сокращать неэффективный госсектор, проводить приватизацию, развивать частный сектор, – считает Сергей Чалый. – Эти рассуждения хороши, когда нет дисбалансов в экономике. Нынче курс рубля завышен и проведение девальвации – очевидная мера. Нужно перестать противиться нормальным рыночным силам. Пока же власть склоняется к тому, что девальвация недопустима. Видимо, в 2011-м кто-то был очень сильно напуган неконтролируемым обвалом рубля, если сегодня даже двукратная девальвация воспринимается как табу.

Другой выход из ситуации – ограничение бюджетных расходов:

– Сократить госинвестиции, жилищное строительство, кредитование госсектора. Как это делалось в Греции, Португалии, Испании. То, на что пошли в 2008 году страны Балтии, решившиеся на сокращение бюджетных расходов. Да, это тяжелые меры. Но корректировку девальвацией или затягиванием поясов госсектора следует производить прямо сейчас.

Реальность может оказаться еще острее, в связи с чем придется выбирать меньшее из двух зол. В этом ключе девальвация выглядит «привлекательнее». Она не выбирает, кому страдать больше, и под удар попадают все. А вот урезать доходы той или иной группы бюджетников – это сугубо политическое решение и пострадают в нем те, кто политического веса не имеет. Не рабочие крупных заводов, которые могут быстро устроить забастовку, а «забитые» учителя и медики, – подвел итог эксперт-экономист.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)