Комментарии
Ярослав Романчук, «Эхо Москвы»

«Лукашенко начал операцию по принуждению Керимова к переговорам»

Арест генерального директора «Уралкалия» Владислава Баумгертнера в Минске после встречи с премьер-министром Беларуси – это ассиметричный ответ Александра Лукашенко на действия человека, который решил сыграть свою игру с белорусским государством.

Глава Беларуси показал, что калийные удобрения для его страны является политически чувствительным товаром, что просто бизнеса между «Уралкалием» и «Беларуськалием» быть не может. Калийные удобрения для Беларуси примерно то же самое, что для России нефть.

Баумгертнер как катализатор популярности Лукашенко

Владислав Баумгертнер решил поиграть с «Беларуськалием» по правилам российского рынка, по тем схемам, которые используются даже на Западе для захвата предприятий или рынков. Он не учел, что играет не столько в корпоративную игру с «Беларуськалием», сколько политическую игру с А. Лукашенко.

А в политике в Беларуси правила игры определяет один человек. Он решил сломать все хитросплетения руководства «Белорусской калийной компании» и применил прием, которому в бизнес школах не учат.

Этим приемом он в очередной раз набирает очки у белорусского электората. Мол, Батька снова защищает суверенитет страны от покушений российских олигархов, стоит на страже национальных интересов.

На враждебные, захватнические действия российских миллиардеров можно будет списать провал планов по росту ВВП. На агрессивных олигархов можно будет списать нависшую над страной очередную девальвацию и высокую инфляцию, провал в экспорте и растущие проблемы в бюджетной политике.

В. Баумгертнер может стать воплощение захватнического, рыночного «капитализма» в исполнении союзников из России. А. Лукашенко наверняка воспользуется скандалом с «Уралкалием», чтобы увеличить свою политическую поддержку внутри страны.

Принуждение к переговорам с «Уралкалием»

Столь жесткая реакция официального Минска на решение «Уралкалия» прервать отношения с «Беларуськалием» означает, что Беларуси нанесен очень серьезный ущерб. Потеря выручки в течение ближайших двух лет может быть до $ 1 млрд. ежегодно.

Допустить такое развитие калийного сценария А. Лукашенко не мог. Поэтому он пошел на крайнюю меру по принуждению главного акционера «Уралкалия» Сулеймана Керимова к переговорам по будущему калийного сотрудничества. На столе переговоров – восстановление олигополии по торговле калийными удобрениями на внешних рынках.

У российского миллиардера калийная тема вырастает в большую проблему. Если падение акций «Уралкалия» можно считать временным явлением, то игра А. Лукашенко может стоить Керимову всего калийного бизнеса.

Не будем забывать, что переговоры по созданию в Швейцарии белорусско-российского калийного оффшора «Союзкалий» зашли в тупик. Если С. Керимов не согласится на предложение А. Лукашенко по совместной работе на внешних рынках, то А. Лукашенко может предложить Кремлю сделку следующего содержания. «Вы определяете, кто будет новым владельцем «Уралкалия (через национализацию и приватизацию или посредством совершения прямой сделки выкупа акций у Керимова), а потом мы вместе создает единую сбытовую компанию и восстанавливаем свои позиции на основных рынках сбыта. В ценовой войне обе стороны теряют миллиарды долларов, а это никому не нужно».

Такой расклад невозможен в трех случаях. Первый – если вдруг В. Путин и правительство России жестко и резко вступятся за С. Керимова. А. Лукашенко знает, что В. Путин тоже не очень милует олигархов – миллиардеров, но если В. Путин воспримет это дело, как личное, если С. Керимов сделает близким Кремлю людям сделку, от которой невозможно отказаться, тогда мы станем свидетелями очередного белорусско-российского конфликта. Белорусская сторона будет представлять его, как конфликт суверенной страны, верного союзника братского славянского народа с не имеющим ничего святого олигархами – капиталистами. Российская сторона будет аппелировать к верховенству закона, фактам и международному праву, что само по себе экзотично.

Второй случай – это если С. Керимов сам согласится на условия А. Лукашенко, чтобы освободить Владислава Баумгертнера из тюрьмы и восстановить статус-кво до разрыва отношений с Беларуськалием. Он публично признает, что были допущены перекосы в отношениях с белорусским партнером, уволит освобожденного из тюрьмы главу «Уралкалия» и пойдет на сделку по созданию новой олигополистической калийной структуры.

Третий случай, когда сценарий А. Лукашенко не сработает, это когда С. Керимов бросит В. Баумгертнера в белорусской тюрьме на 10 лет. Мол, это издержки бизнеса, и продолжит реализовывать свой сценарий, предполагающий реальную калийную войну за внешние рынки с «Беларуськалием». Конечно, репутационно это будет явный проигрыш Керимова, но при его деньгах он постарается отыграться на А. Лукашенко другим, тоже ассиметричным способом.

Беларусь перед угрозой потери миллиардов долларов

Переход калийного конфликта в острую стадию обусловлен большими потенциальными потерями Беларуси. С учетом ценовой войны и ограниченного спроса Беларусь может каждый год терять до $ 1 млрд. экспортной выручки. Это посерьезнее тракторов и МАЗов будет.

В 2012г. Беларусь экспортировала калийных удобрений в объеме 3668,9 тыс. тонн на $ 2667,6 млн. В 2011г. было соответственно 4698,3 тыс. тонн и $ 3350 млн.

В I полугодии 2013г. ценовая ситуация на калийные удобрения еще больше ухудшилась. Цены по сравнению с аналогичным периодом 2012г. упали на 14,1%. В физическом выражении Беларусь продала за рубеж почти 2 млн. тонн калийных удобрений, столько же, сколько и в 2012г., но из-за неблагоприятной ценовой конъюнктуры потери валютной выручки приблизились к 15%.

В 2012 году средняя цена тонны калийных удобрений, экспортируемых из Беларуси, по данным Нацстата РБ, составляла $ 727 за тонну. В январе–мае 2013г. цена упала до $ 639 за тонну. Ценовая война «Беларуськалия» с «Уралкалием» могла бы опустить цены до $ 300 за тонну. Даже при сохранении объемов экспорта 2012г., что маловероятно, Беларусь потеряла бы более $ 1 млрд.

С учетом того, что «Уралкалий» наверняка бы выбил «Беларуськалий» из некоторых рынков, то недополучение валютной выручки Беларуси могло бы составить до $ 1,5 – 1,7 млрд. в год. Это означало бы мощнейший удар по и без того испытывающей трудности белорусской экономической модели.

В контексте этих цифр становится попятной жесткая реакция правоохранительных органов Беларуси, за которыми четко вырисовывается контур главы государства. Он в очередной раз предлагает Кремлю игру по-крупному, потому что поддаться на рейдерские штучки В. Баумгертнера и С. Керимова для него было бы унизительно.

А. Лукашенко пошел на конфликт прагматично, рассчитав время удара. Кремль увлечен Сирией, Украиной и выяснением отношений с Вашингтоном. В этой ситуации ссориться с союзником по Таможенному союзу В. Путин едва ли будет. Это проблема не его уровня. На фоне предпродажной подготовки Мозырского нефтеперерабатывающего завода (понятное дело, для «Роснефти» и И. Сечина) арест руководителя «Уралкалия» и конфликт с олигархом С. Керимовым не кажется со стороны А. Лукашенко такой уж правовой авантюрой.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)