Комментарии
Дмитрий Галко

Состязание с «духом Чавеса»

В воскресенье, 14 апреля, состоятся президентские выборы в Венесуэле. Тот, кто в них победит, будет возглавлять эту латиноамериканскую страну в течение шести лет.

Если, конечно, сможет удержать в руках бразды правления. Новый лидер получит не только страну-мирового лидера по запасам нефти, но и букет экономических и социальных проблем.

Хотя на кандидата власти, и.о. президента Николаса Мадуро, объявленного Чавесом незадолго до смерти своим наследником, работает пресловутой административный ресурс, выборы здесь не простая формальность. У кандидата оппозиции, Энрике Каприлеса, 40-летнего губернатора второго по населению и первого по экономическому развитию штата Венесуэлы, есть все шансы на победу. Состязаться же ему придётся с... духом Уго Чавеса. Так описывает предвыборный расклад Хуан Кристобаль Нагель. Университетский преподаватель экономики, публицист, редактор аналитического блога «Хроники Каракаса».

- Судя по данным соцопросов, перевес на стороне Мадуро. Значит ли это, что результаты выборов предрешены?

- Игра закончена, когда она закончена. Я бы не стал говорить, что она заранее проиграна. Каприлесу будет очень непросто выиграть, но пока динамика складывается в его пользу. Он сумел сократить разрыв с 20 процентов до менее чем 10. Поэтому сюрпризы возможны.

- А много ли осталось неопределившихся со своим выбором, Хуан?

- Предвыборная среда сейчас очень поляризована, выбор предстоит из разряда судьбоносных. В такой ситуации неопределившихся не может быть много. Существенным фактором станет неучастие в голосовании. Это может навредить обоим кандидатам, но в первую очередь Каприлесу — Мадуро использует всю мощь государственного аппарата, чтобы мобилизировать своих сторонников. Ресурсы Каприлеса куда скромнее.

- Во время нашей беседы в декабре прошлого года вы сказали, что Каприлес легко побеждает любого кандидата власти за исключением самого Чавеса. Как видно, ваш прогноз был чересчур оптимистичным. Что же изменилось?

- Это эмоциональная реакция на смерть Чавеса. Выросший рейтинг Мадуро связан с желанием исполнить волю покойного. Он после кончины предстал в глазах людей в радужном свете, претензии отошли на второй план, осталось чувство симпатии.

Возможно, предсмертное благословение Чавеса приведёт Мадуро к победе. Но оно не поможет ему стать хорошим президентом. Мадуро весьма некомпетентный политик, который унаследует трудноразрешимые проблемы. Так что его вероятная победа может быстро улетучиться, а он сам не досидит в президентском кресле до конца срока.

- Сейчас вы высказываете мнение, что Каприлесу вообще не стоило баллотироваться. В какой момент и почему вы сочли, что ему лучше отказаться от участия в президентской гонке?

- После похорон Чавеса, когда стало ясно, что все государственные институты (суды, армия и т. д.) будут выступать на стороне Мадуро. Это отменяет возможность честного состязания.

- Каприлес высказывал сомнения в прозрачности и достоверности подсчёта голосов. С этим действительно могут возникнуть проблемы?

- Нет, с подсчётом голосов в Венесуэле всё в порядке. Проблемы могут возникнуть на этапе голосования. Как это было на последних президентских выборах прошлой осенью, например. В некоторых районах, где высока поддержка оппозиции, власти саботировали свои функции. Людям приходилось выстаивать в многочасовых очередях, чтобы проголосовать. Такие штучки могут повториться.

- Чему посвящены кампании кандидатов, как они их проводят?

- Кампания Мадуро напоминает какое-то религиозное мероприятие, она полностью сфокусирована на Чавесе, чьим «сыном» он себя называет. Недавно он назвал предстоящий день выборов «Днём Воскрешения». До смешного доходит. Мадуро рассказал, что к нему во время молитвы в храме подлетела маленькая птичка. Показал, как она махала крылышками и сымитировал чириканье. Она что-то чирикала ему, он ей. В какой-то момент, по его словам, Мадуро понял, что в облике этой маленькой птички... к нему явился сам Чавес. На это Каприлес откликнулся тоже довольно странной репликой: мол, не удивлюсь, если мой соперник эту птичку съел, с него станется.

Достал Мадуро из своей колоды и засаленную карту, которой до него постоянно играл Чавес: в оппозиции все сплошь враги Венесуэлы, наймиты мировой буржуазии. Они камня на камне не оставят от бесплатной медиины, образования и прочих завоеваний «Боливарианской революции».

В свою очередь Каприлес выступает в роли объединителя нации, говоря о том, что его победа принесёт примирение и согласие на землю Венесуэлы. Одновременно резко критикуя своего соперника. От той мягкости, за которую его некоторые сторонники упрекали в прошлую президентскую кампанию, не осталось и следа. Каприлес выставляет его «жалким подобием» Чавеса. Сам часто надевает теперь красную рубашку и утверждает, что в одном его пальце больше революционности, чем во всём большом теле Мадуро. Этот новый, более напористый и агрессивный стиль ведения кампании даёт свои определённые плоды.

В остальном он упирает на ежедневные проблемы, с которыми приходится сталкиваться венесуэльцам. Девальвация, сильно ударившая по кошельку всех граждан, участившиеся отключения электричества, преступность, щедрые подачки союзникам и т. п.

Мадуро сам по себе не очень сильный кандидат. В прямом столкновении с Каприлесом он имел бы бледный вид. Наверное, именно поэтому он отказался от теледебатов. Будь у Каприлеса месяц-другой, чтобы люди могли их сравнивать, победа была бы у него в кармане. А так ему приходится состязаться с духом Чавеса, это совсем другая история...

- Воспринимаются ли эти выборы оппозицией как последний и решительный бой? Распространено ли отношение «всё или ничего», которое может привести к насильственным протестам в случае победы Мадуро?

- Таких настроений нет. Могли бы быть, но Мадуро не воспринимают всерьёз, считая, что его слабость как политика вскоре предоставит оппозиции ещё один (и более реальный) шанс. В стане оппозиции многие уверены, что президентство Мадуро закончится или переворотом или народным восстанием.

- Эта слабость Мадуро, она подтолкнёт его к сотрудничеству с оппозицией или к большему закручиванию гаек?

- Сейчас трудно сказать наверняка, но более вероятным кажется второй вариант. Чавесу многое сходило с рук благодаря его харизме и эмоциональной связи с народом, чего у Мадуро нет и не предвидится. Поэтому он, возможно, вынужден будет прибегать к силе. Вообще говоря, складывается впечатление, что он не на связи с реальностью. И вряд ли в состоянии будет справиться с возложенной на него ответственностью. Его некомпетентность не позволит ему достаточно прочно закрепиться. В этом смысле я с оптимизмом смотрю в будущее.

- А что за история про задержанных вооружённых диверсантов из Колумбии, которые якобы злоумышляли против власти в сговоре с оппозицией? Это какой-то обычный предвыборный сюжет или что-то новенькое? Можно ли верить таким сообщениям? Возможен ли в принципе вооружённый конфликт между властями и оппозицией?

- Такие истории бывали и в прошлом, но обычно оказывались фальшивкой. Вооружённый конфликт невозможен просто потому, что оппозиция не вооружена. Впрочем, существует риск конфликта между различными группировками в вооружённых силах. Некоторым из них, скажем, очень не по душе влияние Кубы на венесуэльские власти. Кроме того не стоит путать «оппозицию» как политическое движение со всеми, кому не нравятся власти и кто может взяться за оружие.

- Предположим, Каприлес всё же победит. Мадуро утверждает, что в этом случае он отменит все социальные завоевания, уничтожит бесплатное образование, медицину и т. д. Он действительно собирается это сделать?

- Нет, что вы, это было бы политическим самоубийством.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)