Общество
Наталья Костюкевич, фото Денис Зеленко, TUT.BY

«Может, мы и дурачки, но надо же и в нашей стране кому-то это делать»

Молодой ученый Григорий Прокопович среди проводов, запаха кофе и советской мебели одушевляет мобильных роботов.

Сегодня парень – президентский стипендиат, научный сотрудник лаборатории моделирования самоорганизующихся систем Объединенного института проблем информатики НАН Беларуси. Амбиции большие, зарплата маленькая. Жена, двое детей, комната в общежитии, которая, по его словам, больше похожа на Шанхай… Но он не особо жалуется.

«В немецкой лаборатории роботов ученым покупают, у нас – пришлось создать самим»

Григорий встречает нас в холле института. Высокий светлоглазый блондин. Рубашка, брюки, босоножки. 29 лет. Из кафе института доносится запах вареной свеклы. Нас же ведут туда, где пахнет кофе. Маленькая комната. Советская мебель. Цветы на подоконнике. Коллега Григория и друг – младший научный сотрудник лаборатории Владислав Сычев что-то паяет. Причастность комнаты к белорусским инновациям выдают три машинки-робота в ограниченном картоном вольере.

- Шесть лет назад после БНТУ мы вместе с Владиславом пришли к руководителю этой лаборатории. А он принял нас за продавцов косметики. Мы же хотели поступить в аспирантуру Академии наук. С тех пор работаем здесь, – говорит Григорий.

В университете парни изучали промышленную робототехнику. Но пришли к выводу, что сделать что-то уникальное в этой отрасли не получится, так как есть раскрученные бренды. Поэтому их интерес привлекли интеллектуальные мобильные роботы и автономное управление.

- В рамках белорусской науки мы себя не очень хорошо чувствуем, – отдается рефлексии интеллигента Григорий. – Допустим, человек приходит в физику и хочет заниматься лазерами. У нас через дорогу Институт физики, который всемирно известен, есть свои школы… Ты становишься рядом с мастодонтами и начинаешь работать. А мы, с одной стороны, молодцы, а с другой – нет. Взяли совершенно новое направление – систему автономного управления мобильными роботами, вопросы их социализации в обществе... Пришлось все делать с нуля.

Цели создать механику и шасси робота у Григория не было. Его мечта – придумать нейросетевую систему управления роботами, которой в мире нет. Но если в немецкой лаборатории для сотрудников покупают роботов за 2-10 тысяч евро, а молодые ученые только придумывают, как ими управлять, у нас – прототипы роботов пришлось создать самим…

- Если бы пять лет назад нам дали робота, мы бы не тратили время на его разработку, а сконцентрировались на управлении. И, возможно, сегодня вы бы увидели другой уровень нашей работы. Но здесь нельзя кого-то винить. Мы сами выбрали такое направление, – говорит он и крутит в руках свое детище.

Детище – размером меньше электрочайника: серое гусеничное шасси, плата, прозрачная крышка, провода…

- Смотрите, вот это шасси стоит 45 долларов, – показывает Григорий на нижнюю часть робота. – 120 тысяч сама плата без элементов, крышка – 50 тысяч. Вроде деньги небольшие. Да и то, они появились благодаря участию в проектах Белорусского фонда фундаментальных исследований при Президиуме Академии наук и частной инициативе, – рассказывает он.

Когда робот обрел законченный вид, ребята начали использовать его для обучения студентов БНТУ.

Таких роботов Григорий называет "поделками". Две из самых ранних "поделок" молодые ученые и показывали президенту в 2010 году на Молодежном инновационном форуме "ИНТРИ–2010".

Григорий Прокопович и Владислав Сычев на выставке "ИНТРИ-2010", фото Олег Галкин

- Когда народ в интернете увидел фотографии наших работ, сказали, что это какая-то китайская игрушка. Мол, студенты на первом курсе в Германии еще круче делают. Но одно дело – им дали робота и попросили изменить управляющие коэффициенты, а мы полностью с нуля его создали. Да, таких роботов можно купить. Китайцы сейчас делают все. Но заставить их думать, понимать и самостоятельно принимать решения – это актуальная проблема в современной науке.

«Для меня работа тестировщиком – то же самое, что вагоны разгружать»

Сегодня зарплата Григория примерно 2 млн 300 тысяч рублей в месяц. В этом году он ежемесячно получает 2 млн 500 тысяч рублей президентской стипендии за научный вклад. Чтобы прокормить семью, работает на полставки преподавателем БНТУ. Там получается еще около 900 тысяч в месяц. Иногда по ночам подрабатывает, выполняя частные заказы.

- В прошлом месяце за одну работу заплатили 3 млн, – делится радостью он.

- А не проще устроиться на работу в ИТ-компанию и получать хорошую зарплату в одном месте? – говорю ему.

- В большинстве ИТ-компаний никто наукой не занимается. Для меня работа тестировщиком в такой фирме – то же самое, что вагоны разгружать. Ведь можно водителем грузовой машины работать, а можно сидеть в Германии и разрабатывать эти машины. Да и как я могу сейчас все бросить? Когда приходишь в науку, строишь карьерную лестницу. Я уже научный сотрудник, хочу кандидатскую защитить. Мне много раз друзья говорили: "Что вы, дурачки, здесь делаете, уезжайте!". Может, мы и дурачки, но надо же и в нашей стране кому-то это делать…

Над головой Григория – книжная полка, забитая журналами, бумажками, отчетами. На последние, кстати, он тратит 1/3 часть времени. На работу приходит раньше положенных 8.30, иногда уходит позже установленных 17.45.

- Тут же работаешь не от звонка до звонка. Можно и дольше задержаться, – объясняет он и неожиданно для моих ушей начинает говорить о свободе. – Здесь свободы больше, чем в ИТ-компаниях. Мы сами ставим себе цель и двигаемся в этом направлении. Генерируем новое.

Сегодня созданное Григорием и Владиславом "новое" умеет двигаться, сканировать пространство, создавать карту местности.

- Это промежуточный результат, который помогает нам отработать технологию. Впоследствии ее можно поставить на другого робота, который, например, будет разносить в больнице еду или работать гидом, – объясняет Григорий.

В этой маленькой комнате-лаборатории, где делают белорусские инновации, для полного счастья молодому ученому не хватает конкретных заказов. Но даже не в них дело – парень готов сам искать и выигрывать проекты. Главное, чего не достает – финансирования и материальной базы.

- Вот этот датчик вчера просил у знакомых. Он стоит 20 долларов. Шлейфы тоже делаешь сам, на один тратишь по полчаса. А он стоит 50 тысяч, но когда нам их надо 20 – это выливается в большую сумму… В Европе представители многих компаний ходят на конференции и выставки, ищут ученых, в которых можно вложить деньги. А у нас либо не хотят, либо денег нет. Хотя последнее – вряд ли. Мы встречались с людьми, которые просят предложить им сверхвещь… Но вместе с тем просят и бизнес-план. Но мы разработчики, а не экономисты, и не можем сказать, сколько денег ему принесет наша разработка.

В "багаже" Григория Прокоповича:

– два патента Национального центра интеллектуальной собственности на полезную модель: "Устройство для обработки сенсорных данных", "Устройство для распознавания образов"

– грамота ежегодной Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых в МГУ "Ломоносов-2010" за лучший доклад

– кубок и диплом за лучшую инженерную разработку московского форума "Роботы-2012" (совместно с Владиславом Сычевым)

– благодарность за интеллектуальную систему управления мобильным роботом для мониторинга помещений от бывшего председателя Президиума НАН Беларуси Михаила Мясниковича на Молодежном инновационном форуме "ИНТРИ–2010" (совместно с Владиславом Сычевым)

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)