Комментарии
Андрей Федоров, naviny.by

Официальный Минск вновь затеял геополитические маневры

Если в конце минувшего и начале текущего года обратила на себя внимание серия встреч высокопоставленных белорусских официальных лиц и дипломатов с представителями Запада, то в последние дни преобладают новости о взаимодействии с Россией.

Так, 5-6 февраля министр иностранных дел Владимир Макей посетил Москву, обсудил с российским коллегой Сергеем Лавровым «широкий круг вопросов двустороннего взаимодействия», в частности интеграционные темы.

Интеграция на марше

Примечательно также, что 31 января премьер-министр Михаил Мясникович на встрече с госсекретарем Союзного государства (СГ) Григорием Рапотой в Минске заявил, что Беларусь предлагает реализовать совместные проекты по созданию пяти белорусско-российских транснациональных корпораций (ТНК).

В тот же день в Минск поступил четвертый транш кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС в 440 млн. долларов.

Наконец, стало известно, что в ближайшие дни для обсуждения хода реализации совместных проектов в белорусскую столицу намеревается прибыть вице-премьер России Аркадий Дворкович.

Дворкович приедет поторопить

Однако при более детальном анализе становится понятно, что на интеграционной ниве не так уж все и гладко.

Например, о решении выделить очередной транш кредита было объявлено еще в декабре. Как-то слабовато верится, что столь значительная задержка была вызвана некими техническими причинами.

Гораздо больше похоже на то, что таким образом Минску хотели напомнить о его обещаниях, выполнения которых белорусская сторона старательно пыталась избежать. Например, в прошлом году белорусское правительство должно было выручить от приватизации 2,5 млрд. долларов. Между тем, по данным за январь-ноябрь, объем средств, поступивших от продажи принадлежащих государству акций, оказался на три порядка меньшим — всего 1,8 млн.

В свете этого подмеченный экспертами факт, что деньги пришли как раз в тот день, когда белорусский премьер с энтузиазмом рассуждал о скором создании СП и ТНК с российскими компаниями, едва ли является случайным совпадением.

Кроме того, уже после перечисления транша Евразийский банк развития распространил заявление, в котором выразил озабоченность некоторыми тенденциями в белорусской экономике, в частности «все еще чрезмерным уровнем кредитной экспансии». По мнению банка, ее продолжение «приведет к новому ускорению темпов инфляции, вновь ослабит платежный баланс и затруднит решение задачи наращивания золотовалютных резервов страны до экономически безопасного уровня».

Это предостережение вполне можно расценить как намек на возможность возникновения у Беларуси проблем в недалеком будущем, разумеется, в случае «непослушания».

Что же касается высказываний Мясниковича, то фактически было просто повторено то, что анонсировалось уже два месяца назад: в декабре минувшего года на заседании кабинета министров СГ его российский коллега Дмитрий Медведев предложил выделить несколько проектов, которые стали бы показателем успешности деятельности этой структуры.

Если белорусской стороне срочно требуется артикулировать лояльность, то, похоже, дела идут не совсем так, как хотелось бы. К тому же, по-видимому, не случайно после встречи с белорусским премьером госсекретарь СГ отметил, что конкретный перечень проектов сторонами не согласован, а пока лишь «идет обмен информацией».

В результате возникает впечатление, что истинная цель предстоящего визита Дворковича заключается в том, чтобы подтолкнуть несговорчивого союзника к более решительным шагам.

Согласно имеющейся информации, гость посетит МАЗ и Минский завод колесных тягачей. Известно, что российская сторона выказывала интерес к приватизации и других наиболее привлекательных объектов белорусской промышленности, в том числе «Беларуськалия», «Нафтана» и Мозырского НПЗ, «Гродно Азота», «Белшины», нефтепровода «Дружба», Гомельского химического завода.

Игра на западном направлении как способ защиты от нажима Москвы

Едва ли можно сомневаться в том, что белорусское руководство отнюдь не горит желанием расставаться с этими активами. Достаточно вспомнить неоднократные заявления на эту тему, в которых потенциальным покупателям выставлялись многочисленные условия.

Со своей стороны, Кремль считает, что поскольку он, по сути, практически полностью обеспечивает существование экономики партнера, то имеет право заполучить его «фамильное серебро» не только поскорее, но и как можно дешевле. А потому постепенно усиливает давление.

Находясь в таких неблагоприятных обстоятельствах, белорусские власти посредством публичного обращения к Западу могут либо на самом деле искать там поддержки для продолжения сопротивления, либо пытаться создать такую видимость, чтобы ослабить нажим Москвы.

Судя по всему, какой-то из этих причин и объясняется активность на западном направлении, а также ее пиаровское подчеркивание на недавней встрече Александра Лукашенко с Владимиром Макеем.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)