Экономика
Татьяна Гусева

«У экономики нет никаких ресурсов для стабилизации ситуации после кризиса»

Как белорусы выживали за счет растворителей и разбавителей, стремились к 500-долларовой зарплате, и что об этом говорит статистика. Аналитики продолжают подводить итоги в экономической жизни страны за 2012 год.

Продолжение. Начало здесь.

«Без растворительной схемы мы не смогли бы удерживать этот курс»

Экономический обозреватель Ирина Крылович считает, что использование растворительной схемы и отказ от нее продемонстрировали принцип работы нашей экономической модели и объяснили суть стабилизации, которая была проведена в текущем году.

–– После августа данные статистики говорят о том, что без растворительной схемы мы не смогли бы удерживать этот курс. Скорее всего, нам бы потребовались какие-то дополнительные средства, чтобы удерживать золотовалютные резервы на существующем уровне. По сути, то завоевание, которого мы достигли –– положительное сальдо текущего счета валютного баланса –– было полностью достигнуто за счет этой схемы. Это самое яркое событие, которое показало, что у экономики нет никаких ресурсов для стабилизации ситуации после 2011 года. В связи с этим возникает вопрос: что же будет в следующем году? Как государство собирается проводить экономическую политику для того, чтобы сохранить финансовую стабильность на фоне увеличивающихся платежей по внешнему долгу?

«Национализация «Коммунарки» со стороны выглядела как волюнтаристское решение»

Еще одним знаковым событием собеседница национализацию «Коммунарки».

––Те, кто знаком с ситуацией на рынке акций акционерных обществ, созданных в начале 90-х, еще до прихода Александра Лукашенко к власти, понимают, что это событие не только уходящего года. Эти процессы шли постоянно. 10 лет назад вообще был объявлен мораторий, который отменял хождение акций ОАО, появившихся в начале 90-х годов в результате разгосударствления и приватизации госпредприятий. Сделки вообще не совершались.

И когда мораторий отменили, стало понятно, что будут предприняты какие-то шаги, которые будут ограничивать свободное движение акций.

Национализация «Коммунарки» со стороны выглядела как волюнтаристское решение, принятое на совещании: «Отмените наблюдательные советы, выгоните директора!». Потом оказалось, что это было решение суда. Кстати, подобные суды бывали и раньше, когда сделки признавались недействительными в связи с неправильной оценкой собственности в 90-е годы. Просто они не получали широкого распространения.

«Статистика о зарплате и об инфляции вызывает вопросы»

–– Еще одно яркое событие –– декрет №9, –– продолжает экономический обозреватель. –– Министерство экономики в этом году объяснило нам, что темп роста ВВП свыше 6 % для того, чтобы достичь запланированных параметров до конца пятилетки, может быть обеспечен только за счет создания высокотехнологичных рабочих мест. Но даже эти рабочие места мы собираемся создавать административно-командными методами, которые никогда не приводили к эффективным экономическим показателям. Можно модернизировать деревообрабатывающие предприятия, но если не выстроена система управления, отсутствует нормальная мотивация работников, вряд ли она будет показывать эффективность.

Решение довести зарплату до 500 долларов, по мнению эксперта, едва не поставило экономику на грань кризиса.

–– Во втором полугодии статистические данные и о зарплате, и об инфляции стали вызывать некоторые вопросы. Такое впечатление, что методика расчета не совсем адекватно отражает реальное положение дел. Министр экономики недавно обратил внимание на то, что рост ВВП с высокой инфляцией считается неадекватным.

В прошлом году в связи гиперинфляцией иностранные компании, по рекомендации аудиторов, применяли специальную статью финансовой отчетности. Возможно, в данной ситуации белорусскому статистическому ведомству стоило применить другие методики того, как считать в условиях гиперинфляции. Очевидно, что по Белстату резко замедлился рост зарплаты. Она росла-росла, а когда подняли тарифную ставку первого разряда, рост зарплаты по статистике оказался совсем низким.

То же самое и с инфляцией: мы видим, что цены на продукты питания растут в первую неделю месяца, а во вторую они вдруг начинают снижаться. Я не исключаю, что, может быть, магазины снижают цены, но раньше мы таких тенденций не замечали.

–– Положительным моментом можно считать то, что Нацбанк удержался в рамках денежно-кредитной политики, несмотря на то, что его явно подталкивали к снижению ставки рефинансирования в конце года, к снижению ставок на рынке по кредитам и к увеличению кредитования экономики, –– заключает Ирина Крылович. –– Надо отдать должное Нацбанку, сумевшему выстоять в этой ситуации, возможно, ссылаясь, в том числе, на основных кредиторов – на Россию.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)