Политика
Татьяна Гусева

«Конфликт со Швецией не приведет к полномаштабной изоляции Беларуси»

Какими последствиями обернется для Беларуси дипломатический конфликт со Швецией? Станет ли ЕС отзывать всех послов или введет новые экономические и визовые санкции?

Свои прогнозы в экспресс-комментариях «Салідарнасці» дали независимые политологи.

Напомним, в пятницу на заседании Комитета по политике и безопасности ЕС председатель Олоф Скоог заявил, что решение об ограничительных мерах в отношении Беларуси будет приниматься в октябре с учетом последнего дипломатического конфликта между Беларусью и Швецией.

По мнению политолога Валерия Карбалевича, внеочередное заседание Комитета по политике и безопасности ЕС — это ответ на закрытие шведского посольства в Беларуси. Однако эта структура не может принимать стратегические решения.

— Как еще мог ответить Евросоюз на дипломатический скандал? — рассуждает эксперт. — Снова отзывать послов сложно по ряду причин. Делать такой шаг во второй раз значительно менее эффективно. Кроме того, многие дипломаты считают, что отсутствие послов дезорганизует работу посольств и не очень хорошо относятся к этой идее. Поэтому в арсенале ограничительных мер остаются санкции. Полномасштабные экономические санкции Европа вряд ли может ввести. Я думаю, что ЕС пойдет по пути увеличения списка бизнесменов, на которых распространяются визовые санкции, то есть тех людей, которых считают «кошельками Лукашенко».

На мой взгляд, ЕС дождется результатов парламентских выборов, чтобы не только фактор Швеции, но и фактор недемократичности парламентских выборов стал основанием для введения новых санкций. Сейчас Европе по большому счету не до Беларуси: экономический кризис, собственные проблемы зоны евро... Ситуация в Сирии сейчас гораздо больше волнует Европу, чем белорусско-шведский дипломатический скандал.

Политолог Юрий Чаусов уверен: поводом для полномасштабной политической изоляции этот конфликт не станет.

— Понимаю, что мой комментарий звучит диссонансом в сравнении с мнениями других экспертов. Я вот тут читаю на разных сайтах: разрыв дипломатических отношений, отзыв всех послов, экономические санкции... На мой взгляд, подобного рода комментарии демонстрируют, насколько умело белорусские политтехнологи и менеджеры внешней политики манипулируют общественным мнением.

По мнению Юрия Чаусова, санкции как ограничительные меры могут применяться ЕС в случае внутрибелорусских потрясений – «плошч», новых политзаключенных, нарушений прав человека и т.д.

— Вводить санкции в связи с данным конфликтом ЕС вряд ли будет. Это является нарушением дипломатических традиций. Мой прогноз таков: масштаб этой «войны» не достигнет того уровня, как это было зимой, когда уезжали послы.

Лишение аккредитации Стефана Эрикссона белорусскими властями — это демонстрация нежелательности его работы в стране. Несмотря на громкие заявления с разных сторон, дипломатическая практика такова, что если страна не желает видеть какую-то персону в качестве посла по любым причинам — политическим, личным, никто не может заставить ее это делать.

Дипломатический конфликт может стать спусковым крючком (но не поводом!) для применения экономических мер воздействия. Поэтому ЕС отвечает на действия белорусского МИДа на уровне политической риторики. Ожидать каких-то конкретных шагов вряд ли стоит. С другой стороны, если мы посмотрим на динамику наших белорусско-европейских отношений за последние два года, возникает устойчивое ощущение, что Беларусь поняла правила игры Евросоюза, приняла их и достаточно умело оперирует чувствительными для ЕС пунктами и темами. Скандал, связанный с «медвежьим десантом», был на руку белорусскому внешнеполитическому ведомству, поскольку есть сведения, что высылка шведского посла готовилась заранее. Режиму надо было ограничить влияние Стефана Эрикссона, пользовавшегося большой популярностью белорусских медиа.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)