Общество
Алина Таряник, фото автора и Змитра Пешкура

«У белорусов требования не зашкаливают, особого отличия в мясе мы не заметим» (фоторепортаж)

Корреспондент «Салідарнасці» побывала на одном из многочисленных белорусских сельхозпредприятий в Гомельской области, где выращивают коров с мраморным мясом. «Обердинки» и «Лимузины» – так ласково называют их местные специалисты.

В Министерстве сельскохозяйственной продукции и продовольствия Беларуси подсказали, что наиболее активно «мраморных» коров разводят в Гомельской области, и корреспондент «Салідарнасці», перечитав наставление Александра Лукашенко в адрес правительства «приучить» белорусов к «нормальному» мясу, отправилась на юго-восток страны.

В шести километрах от областного центра – в агрогородке «Урицкое» – находится аж два предприятия, специализирующихся, в том числе, на разведении крупного рогатого скота с деликатесным мясом. Заместитель председателя по животноводству СПК «Урицкое» Николай Русаков согласился провести экскурсию по сельскохозяйственным угодьям.

В «Урицком» разводят коров мясных обердино-ангусской и лимузинской породы. Поголовье крупного рогатого скота, имеющего дорогостоящее мясо, составляет почти 450 голов, а еще в 2009-м их было всего 300. Корова-матка приносит всего одного теленка в год, на убой пока выращивают только бычков – окупают 800 миллионов рублей, выделенных из бюджета до кризиса.

От привычных белорусам мясо-молочных черно-пестрых коров эти животные отличаются равномерным окрасом, массивностью тела и развитым материнским инстинктом.

– «Обердинки» безрогие и более послушные. «Лимузины» более агрессивные. Они очень болезненно реагируют, когда у них пытаются забрать теленка. Могут ударить или поднять на рога, – делятся специалисты.

Телят, кстати, разлучать с матерью не спешат. Они несколько месяцев питаются молоком, а потом самостоятельно переходят на кукурузный силос. Коров и бычков периодически продают в другие колхозы, чтобы степень родства в популяции была низкой. Взрослая корова весит около 700 килограммов. Ели коров продают в другие колхозы, за каждый килограмм живого веса просят 80 тысяч рублей.

Наиболее ценное мраморное мясо – у телят до шести месяцев. Когда в таком возрасте их отправляют на убой, мясо получается более сочное и мягкое.

– По вкусу такое мясо напоминает шейный отдел свинины, который берут на шашлыки, только без сальной прослойки сверху. Но мясо в чистом виде мы не продаем. Зачем мясо продавать, если есть своя переработка? – обращается Николай Русаков.

– Так что же, деликатесное мраморное мясо пускать на колбасу?

– На колбасу и в пельмени. Мраморное мясо с хорошо заметными прожилками находится ведь только в бедренной и филейной части. Остальное мясо на вид отличит только знаток. То есть, приходите вы в магазин, а по виду одинаковое мясо стоит по-разному. У нас люди и не слышали про мраморное мясо. Купите? Я, например, себе не позволила бы купить такой говядины, – замечает главный ветеринарный врач Тамара Лазовская.

Еще пару лет назад у сельхозпредприятия был покупатель мраморного мяса – один из гомельских итальянских ресторанов. Правда, вскоре и он отказался от закупок – «мраморные» стейки с трудом продавались.

– Да что говорить о мраморном мясе! Начиная с прошлого года, люди все больше переходят на колбасу второго сорта, хотя недавно брали, в основном, высшего. Колбаса хорошая, без добавлений сои, а стоит намного дешевле, – заметила ветеринарный врач.

Продавать мясо за границу тоже не получается – в России есть конкуренты, не желающие поставок из-за границы.

– У белорусов требования не зашкаливают, особого отличия в мясе мы не заметим. Это в Москве курятина приелась. Кроликов и свинину там тоже уже не едят. А у нас такого нет, мы не можем себе позволить, – считает собеседница.

В Украине, по словам специалистов, также хватает своего мяса – в стране много незасеянной земли, а уход за мясными коровами простой и не требует большого количества работников. Кстати, немало СПК, специализирующихся на разведении «мраморных» коров, находится и в малонаселенной белорусской чернобыльской зоне, где, опять же, по словам специалистов, пустующая земля образует неплохие пастбища. Кроме того, животных кормят кукурузным силосом – считается, что этот продукт почти не накапливает радиацию.

– Земли хватает, а людей мало, работать некому. Для коров мясо-молочных пород нужны доярки. А мясных зимой – корми, летом – паси. У нас четыре человека обслуживает все поголовье «Обердинок» и «Лимузинок», – подытожила Тамара Лазовская.

Для чего в Беларуси выращивают деликатесное мясо?

Коровы обердино-ангусской и лимузинской породы разводятся как мясные. У них большой выход мяса: если черно-пестрая белорусская корова дает 48% мяса от массы тела, то с мясного скота можно получить 63 %. Особого ухода не требуется – коровы неприхотливы, живут почти как дикие животные.

Классические методы выращивания коров с мраморным мясом:

• Классический пример мраморного мяса — всемирно известная японская говядина, получаемая от животных породы wagyu, генетически предрасположенных к появлению жировых прослоек.

• До 4–6 месяцев телят поят молоком, после чего они пасутся на лугах и живут вольной жизнью практически без вмешательства человека. Затем их помещают в индивидуальные помещения со звуконепроницаемыми стенами и подвешивают на вожжах. Делают это, чтобы бычки не могли двигаться, но и не лежали, так как для равномерного распределения жировых прослоек в тканях мышцы должны быть в напряжении. Кормят животных отборным зерном, а для улучшения аппетита поят высококачественным пивом. Чем дольше бычка откармливают, тем больше мраморность. Средний стандарт зернового откорма — 200-300 дней. Чтобы жир ушел в мясо и образовал тонкие прожилки, животным делают вибромассаж, который напоминает битье. Для улучшения пищеварения на ферме включают японскую классическую музыку. Технология эта весьма сложная и дорогостоящая, поэтому говорить о промышленных масштабах производства такого мяса не приходится.

• В фермерских хозяйствах США и Австралии применяют более простую и дешевую систему откорма. Вначале животных выпасают на пастбищах, затем обездвиживают и откармливают зерном. Обычно не пшеницей, а кукурузой и комбикормом, – пишет доктор сельскохозяйственных наук Егор Лебедько в журнале «Животноводство России».

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)